?

Log in

No account? Create an account
gistory, Gistory_ru

gistory


gistory

История с Географией


Previous Entry Share Next Entry
Альтернативная служба
gistory, Gistory_ru
gistory
Глубоко в костромских лесах, за рекой Унжа, есть две деревни: Малая и Большая Торзать. Деревни были основаны в петровские времена, как бы сейчас сказали, уклонистами от военной службы. Два молодых жителя деревни Красногорье не пожелали по приказу Петра I вставать под ружье на 25 лет, а сложили в лодку нехитрый плотницкий инструмент и ушли по Унже.
Поднявшись по Унже несколько верст вверх они вошли в реку Белый Лух, а из нее в другую речку, названия которой они и не знали. Продвигаясь по ней, беглецы уткнулись в завал деревьев - тор. Назад дороги для них уже не было, а потому место вынужденной остановки и саму реку они назвали Торзать.
Решили тут и обосноваться, отойдя от реки на версту - с такого расстояния их бы не заметили с реки.
Один из беглецов - Еперин построил дом на левом берегу Торзати, другой беглец Шулегин - на правом берегу. Долго ли коротко, обзавелись они семьями, скотиной и стали жить в этом лесу. Получилась своеобразная "альтернативная служба".
Их поселения были найдены только в XIX веке во время разбивки леса на кварталы . Вокруг стали селиться и другие фамилии, но все равно костяк Малой Торзати составляли Еперины, а Большой - Шулегины.
Ныне деревни опустели, часть домов купили "москвичи", но представители старых родов продолжают жить и поддерживать в них жизнь.



На резном балкончике надпись: "Компань АЦветкова", оставлена строителями этого дома.



Между деревнями, на берегу реки находится старой кладбище. На котором лежат многие поколения Епериных и Шулегиных





Представитель рода Епериных - 1890-1973 года





Но кроме могил жителей деревень на этом кладбище есть несколько рядов холмиков, которые появились здесь во времена Унжлага. Расположены они не так, как принято у христиан головой к западу, а ногами к востоку, а по направлению север - юг.



Вероятно, эти захоронения сделаны по мусульманскому обычаю. Именно у них принято хоронить по направлению к Мекке.
На рассохшейся табличке остались только буквы: А-16.



Возможно, по этому номеру можно восстановить, кто и когда был захоронен на кладбище двух деревень.




PS.

На сайте Анекдот.ру нашлась история про Торзать времен Хрущева.

ЕСЛИ ДАТЬ КОЗЕ ПО МОРДЕ - БУДЕТ БЫК

   Было это во время Оно, после смерти Сталина, когда несчастное 
крестьянство нашей необъятной Родины переживало первые реформы 
Великого Реформатора Никиты Хрущева во имя своего бесконечного счастья.
   Собрались как-то мужики деревни Торзать у Ивана Шулегина попережевывать 
очередную реформу - укрупнение колхозов. Первым выступил дед Петро, 
отец Ивана.
- Это надо же, до чего Никитка додумался - с родной земли сживать!
- Совсем порешить решил! - откликнулась от печки его жена, бабка Елена.
- Да уж. Слышали, что в "Красном-то Коммунаре" делается? - спросил 
Иван. - Там народ почти всю скотину порешил, когда переезжали в Тимошино. 
Одни, почитай, козы остались. Ето ж ее надо пятьдесят верст гнать. 
Да и где там держать? А чем кормить? Он об етом подумал, Никитка-то?
- А чего ему думать-то? - сказал Ермолай Еперин, - Он вон козу объявил 
крупным рогатым скотом. Таперь, значится, мы должны сдавать колхозу 
с каждой козы молока как с коровы, а мяса как с быка-производителя. 
Э-эх... Наливай! Марья, ты принесла, че я сказал?
    Мужики пили долго и зло. Несмотря на хороший закусь - груздочки, 
огурчики, сало - самогонка оказалась хорошее. Ермолай крепко захмелел 
и Марья повела его домой. Но по дороге он сказал, что ему надо отлить, 
и Марья ушла одна. Проходит час,другой, а Ермолая все нет и нет. 
"Вернулся, наверно, назад. Опять, небось, пьет", - с досадой подумала
Марья и заспешила к Ивану. "Нет, он не приходил" - сказала бабка Елена. 
"Да куда же он делся-то?" - подумала Марья. Пошли искать. "Да он, наверно, 
налево, через конный двор пошел. Напрямик." - сказал Иван. И точно. 
У конского корыта стояла большая бадья с водой, а эту бадью обхватила 
темная фигура в шапке и что-то мычала. Это и был Ермолай.
    Когда его разняли с бадьей, привели опять к Ивану и отпоили самогоном, 
он поведал, как ходил налево.
- Ну, отлил я, значица, и пошел домой короткой дорогой, через конюшню. 
Да поскользнулся и ударился мордой об пенек, знаешь такой, с трещиной?. 
Мне там нос-то и защемило. Короче, вырвал я его с кровью. Да и зуб вот 
выбил. Кровища течет -че делать? Я и вспомнил про бадью, с которой лошадей 
поят. Пристроился я к ней на корточках и стал себе харю мыть.
Долго мыл. Да и наплескал, видимо, и на шапку, и под ноги. Потом хочу 
встать - не могу. Колени-ти примерзли! И голову поднять не могу - уши 
у шапки тоже примерзли к бадье. Ёлки зеленые! Хоть караул кричи! Ну и 
кричал, пока не охрип...
  Ермолай налил еще полстакана, выпил и блаженно прислонился к русской 
печке. Морда у него распухла как у быка и покраснела. Иван не выдержал 
и расхохотался.
- А что, Ермолай, тебе щас надо рацпредложение Никитке послать: пущай 
он велит всем председателям колхозов дать всем козам по морде - вот 
и будет крупный рогатый скот!

P.S. Все названия, имена и события подлинные





promo gistory march 6, 2014 20:25 14
Buy for 1 000 tokens
Ищу родственников тех, кто строил оборонительные на московском направлении, а также любую информацию связанную с этим. Воспоминания, фотографии, газетные вырезки, все что может рассказать о событиях лета-осени 1941 года. Значительную долю строителей составляли москвичи, но вместе с ними работали…