Сначала, я подумал, что дата поставлена ошибочно, но на самой карте обнаружилась дата ее составления - 17 мая 1941 года, а вверху, там где должна была быть подпись Тимошенко значилось " " мая 1941. Внизу оставлено место для подписи Жукова, но ее тоже нет, а вот подпись начальника отдела укрепленных районов КА генерала-майора Ширяева имеется.

Цепочка из 4х УРов протянулась ровно по линии Ржевско-Вяземского оборонительного рубежа. Дело в том, что до сих пор считалось, что эту линию начали строить (и проектировать) лишь после начала Великой Отечественной Войны, а тут вот - готовая карта, с расположением УРов, составляющих их узлов обороны и опорных пунктов. В правом нижнем углу табличка, с раскладкой по тому, сколько и каких сооружений должно быть построено и сколько это будет стоить. Судя по таблице, первая очередь строительства должна была быть закончена к 1 июня 1942 года, промежуточным этапом к 1 января 1942 года.

В 1940 и 1941 активно строилась первая линия - так называемая "Линия Молотова", вдоль новой границы, которая возникла в сентябре 1939 года.
Вторая линия - "Линия Сталина" местами покинутая войсками (которые выдвинулись западнее), а местами реконструируемая проходила вдоль старой границы. И вот оказывается, планировалась и третья линия, в каких то 300 км от Москвы. Всего должны были построить 4878 оборонительных сооружений, из них 1296 за первый год строительства. Общая стоимость линии оценивалась почти в два миллиарда рублей, при этом во втором полугодии 1941 должно было быть "освоено" почти 440 млн рублей.
На карте нет подписей, и неизвестно, был ли отдан, до 22 июня 1941 года, приказ о начале ее строительства, однако в любом случае, была проведена большая подготовительная работа по рекогносцировке и проектированию рубежа. Исходя из того, что была подсчитана смета (с точностью до тысяч рублей) можно с с большой долей уверенности предположить, что к этому времени были созданы детальные проекты по всей линии, определены объемы земляных, бетонных и прочих работ.
Не очень понятно, за счет каких сил планировалось ее строить - план по "Линии Молотова" не выполнялся, буквально все силы были брошены на ее строительство (бетон лили даже ночью 22 июня), кроме того должна была начаться реконструкция "Линии Сталина" и формирование для нее новых частей.
Не хочется делать быстрых выводов, хотя они напрашиваются сами собой - Советский Союз готовился к обороне и к войне на своей территории.
Возможно, что данная карта, это часть доклада, который был представлен Сталину 24 мая 1941 года. Он был написан в единственном экземпляре от руки 15 мая 1941 года: "Соображения по плану стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза на случай войны с Германией и ее союзниками".
"Соображения..." содержали в себе такую приписку рукой Ватутина: «Одновременно необходимо всемерно форсировать строительство укрепленных районов, начать строительство укрепрайонов на тыловом рубеже Осташков, Почеп и предусмотреть строительство новых укрепрайонов в 1942 г. на границе с Венгрией, а также продолжать строительство укрепрайонов по линии старой госграницы».
Осташков это как раз северный фланг рубежа, а Почеп - южный.
Судя по опросам на профильных форумах, подобной карты никто никогда не видел и даже не подозревал о ее существовании. Никаких упоминаний об этих 4х УРах ранее не встречалось.
Вот такая мистика. Любопытно, что меню поиска на сайте "Подвиг Народа" начинается с 06.1941, за май это единственная карта находящаяся на сайте. Единственное объяснение ее появления состоит в том, что она была в одной описи с сентябрьскими картами Западного фронта, по Ржевско-Вяземской линии. Возможно, ее использовали для сверки или как образец, а потом заодно сдали в архив.
При рассекречивании и оцифровке на дату не обратили внимания и она проскочила в общий доступ.
Вероятно, можно найти какие либо доказательства начала подготовки строительства этой линии. Возможно, средства были заложены в бюджет СССР на 1941 год, задания на производство оборудования для ДОТов и их вооружения были включены в планы заводов, возможно в этот район уже выдвигались какие то строители, открывались лагпункты и тп.
Поскольку карта очень большая (найти ее можно либо на сайте, либо на торрентах - странно, что ранее на нее не обратили внимания), дам несколько ее частей с УРами для большей наглядности.
Ржевский УР.
Ширина по фронту 140 км. Перед УРом расположено большое предполье. Надо сказать, что в 1941 году по переднему краю предполья, проходил передний рубеж обороны. Еще можно обратить внимание на то, что узлы обороны расположены вдоль Волги таким образом, чтобы оборонять фланг от удара с севера. В 1941 году пришлось удерживать противоположный берег Волги. Обращает внимание рубеж возле города Белый, который прикрывает стык между УРами.

Вяземский УР.
Ширина по фронту 120 км. Идет вдоль Днепра. Шоссе и железная дорога прикрыты одним узлом обороны в районе Издешково.

Спас-Деменский УР
130 км по фронту, у передней границы УРа город Ельня

Брянский УР
95 км по фронту. В 1941 году линия обороны проходила примерно также, включая предполье.

Продолжение (надеюсь) последует
UPD. Картинки бОльшего размера
Фотографии в альбоме «3 line» Gistory Dotru на Яндекс.Фотках




Ну, тут философический вопрос, как понимать фразу:
"Чтобы предотвратить это, считаю необходимым ни в коем случае не давать инициативы действий Германскому Командованию, упредить противника в развертывании и атаковать германскую армию в тот момент, когда она будет находиться в стадии развертывания и не успеет еще организовать фронт и взаимодействие родов войск."
Развертывание по предлагаемому плану как раз и должно было упредить немцев в развертывании, причем еще до войны. Иначе получается ситуация - ну вот предположим, все удалось сделать, учебные сборы, наши войска сосредоточили, авиацию на полевые аэродромы, тыл развернули - и что затем? Мысль о том, что немцы сначала развернутся, а потом объявят войну, вообще не рассматривалась? Ведь в этом случае всякое "упреждение в развертывании" согласно "Соображениям..." теряет смысл.
"Чтобы предотвратить это, считаю необходимым ни в коем случае не давать инициативы действий Германскому Командованию, упредить противника в развертывании и атаковать германскую армию в тот момент, когда она будет находиться в стадии развертывания и не успеет еще организовать фронт и взаимодействие родов войск."
Понимать как написано: нужно стремиться к упреждению в развёртывании и мобилизации. Ибо, как учил нас тов. Шапошников в т.3. "Мозга армии", военные приготовления противной стороны наверняка будут известны заранее. А потому - бодро двигать мобилизационные мероприятия, пока дипломаты там нотами обмениваются.
>Развертывание по предлагаемому плану как раз и должно было упредить немцев в развертывании, причем еще до войны. Иначе получается ситуация - ну вот предположим, все удалось сделать, учебные сборы, наши войска сосредоточили, авиацию на полевые аэродромы, тыл развернули - и что затем?
А затем - что политическое руководство прикажет. Ибо, как нас учит всё тот же тов.Шапошников, негоже ГШ вмешиваться в такие политические вопросы, как начало войны.
>Мысль о том, что немцы сначала развернутся, а потом объявят войну, вообще не рассматривалась?
Как учит нас тов.Шапошников, войны "просто так" не случаются и потому войне предшествует достаточно долгий период политичекой напряжённости, который мы могли наблюдать на примере событий в Европе 1939 года. К тому же доблестная разведка кормила баснями о том, что нам де ультиматум будут предъявлять.
>войны "просто так" не случаются и потому войне предшествует достаточно долгий период политической напряжённости
Ну вот в период этой напряженности Германия начинает перебрасывать какие-то дополнительные части к границе, мобилизация у нее уже проведена, и что же в этот момент делают наши войска, согласно "Соображениям..."? Ждут пока период напряженности закончится или же таки "упреждают в развертывании" нанеся "внезапный удар по противнику как с воздуха, так и на земле"?
Я не знаю обоснований этой популярной версии снятия Шапошникова.
> понимали под "атаковать германскую армию в тот момент, когда она будет находиться в стадии развертывания" именно то, что вы говорите - то есть развернуться самим и не наступать, пока немцы не соизволят объявить войну.
Вы опять связываете действия по армейским планам, с политикой. Вместе с тем со времён "Мозга армии" в советской военной теории считалось плохим тоном говорить об влиянии военных на политику, а после 1937 это стало вообще смертельно опасным. К тому же я вовсе не говорил "развернуться самим и не наступать, пока немцы не соизволят объявить войну". Решение о войне или её отсутствии должны принимать политики (и это правильно). Потому план, написанный военными ничего не может говорить о начале войны.
>А может, разработчики плана и что-то другое имели в виду. Истину может показать только спиритический сеанс :)
Зачем? Там русским языком написано, что нужно сделать для приготовлений на случай войны с Германией в 1942 году. Ну о каком ударе по немцам именно в 1941 году может идти речь? Совершенно очевидно, что это план на случай войны, а не на конкретную дату.
>Ну вот в период этой напряженности Германия начинает перебрасывать какие-то дополнительные части к границе, мобилизация у нее уже проведена, и что же в этот момент делают наши войска, согласно "Соображениям..."?
Опять же, указания дают политики, а не военные. Потому в военном плане об этом ничего не могло быть сказано и ничего не сказано. Но предлагался комплекс мероприятий (план прикрытия+скрытая мобилизация), который позволял в случае, если политики прикажут начать развёртывание, возможно, упредить немцев.
> Ждут пока период напряженности закончится или же таки "упреждают в развертывании" нанеся "внезапный удар по противнику как с воздуха, так и на земле"?
А это, опять же, как политики прикажут. А учитывая, что нам выгоднее избежать войны в 1941...
Я лишь обращал внимание, что Шапошников не был шачальником Генштаба на тот момент. Соответственно, однозначно апеллировать к его работам не приходится. Кстати, а зачем его, все же, сняли?
>Вы опять связываете действия по армейским планам, с политикой.
Дело в том, что в данном случае действия по армейским планам напрямую связаны с политикой. Как вы будете упреждать немцев в развертывании согласно "Соображениям...", если немцы начнут развертывание без объявления войны? Тут или-или. Либо политическое руководство дало понять, что за отмашкой дело не станет, план годный, выполняйте - либо военные приняли заведомо нереализуемый план.
Шапошников и при написании "Мозга армии" им не был. Зато и в 1927-1929 и в 1940 он был одним из ведущих советских теоретиков. "Мозг армии" была вполне благосклонно принята и военными и, похоже, лично Сталиным. "Соображения" писал Василевский, его ученик, весьма высоко ценивший самого БМШ. Никаких оснований считать, что он действовал по мотивам, отличным от традиции ГШ, выраженной в предыдущих советских оперативных планах, которые были сделаны вполне в русле "Мозга армии" у меня не имеется.
>Дело в том, что в данном случае действия по армейским планам напрямую связаны с политикой.
Ну так вот военные по советским воззрениям (абсолютно справедливым, ПМСМ), должны были быть лишь исполнителями политической воли. Потому считать написанное предложением никак не получается, тем более, что это противоречит и цели документа (план на случай войны, а не для конкретной обстановки лета 1941) и деталям, содержащимся в самом документе (отсылки к 1942 году).
> Как вы будете упреждать немцев в развертывании согласно "Соображениям...", если немцы начнут развертывание без объявления войны?
Скрытая мобилизация, развёртывание. В случае начала войны - использование плана прикрытия.
Ну так и "Соображения..." тогда не писались :)
>"Соображения" писал Василевский, его ученик, весьма высоко ценивший самого БМШ.
И, тем не менее, как у Василевского, так и у тех, для кого он готовил документ и кто его редактировал, могли быть какие-то свои идеи, не обязательно вытекавшие из теоретического наследия БМШ. Тем более что обстановка резко изменилась.
>Ну так вот военные по советским воззрениям (абсолютно справедливым, ПМСМ), должны были быть лишь исполнителями политической воли.
И тут вдруг внезапно они составляют план действий по атаке неразвернутой немецкой армии. Еще раз повторяю вопрос - как они собирались обеспечить вопрос неразвернутости немцев на момент "внезапного удара". Ведь иначе сама суть "Соображений..." теряется. В данном случае военное планирование теснейшим образом связано с политическим. И военные в любом случае остаются исполнителями политической воли. Примут в Кремле во внимание "Соображения..." - будем исполнять. Не примут - будем соображать еще что-нибудь.
>Потому считать написанное предложением никак не получается, тем более, что это противоречит и цели документа (план на случай войны, а не для конкретной обстановки лета 1941) и деталям, содержащимся в самом документе (отсылки к 1942 году)
Отсылки к 1942 г. там, кажется, относятся только к готовности новых авиаполков. Видимо, это осталось (как и дата готовности планов ПВО) после компиляции сводок и отчетов из разных ведомств. Основной массив данных по численности сухопутных армий, анализ политической обстановки - все дано "на сегодняшний день" а не в качестве прогнозов на 1942-й. У меня глубокое убеждение, что "Соображения..." готовили люди, осознавшие что счет времени пошел на недели, надо действовать максимально быстро и рассчитывать на разгром «малой кровью и на чужой территории» не приходится.
>Скрытая мобилизация, развёртывание. В случае начала войны - использование плана прикрытия.
Хорошо, скрытно мобилизовались, развернулись. Как вы теперь будете упреждать в развертывании немцев, если они не объявляют войну, а деловито развертываются?