?

Log in

No account? Create an account
gistory, Gistory_ru

gistory


gistory

История с Географией


Previous Entry Share Next Entry
Схема укрепленных районов третьего рубежа.
gistory, Gistory_ru
gistory
На днях, во время поиска информации по Ржевско-Вяземскому оборонительному рубежу, на сайте "Подвиг Народа", мне неожиданно попалась карта, которая была датирована маем 1941 года и озаглавлена -  "Схема укрепленных районов третьего рубежа по линии: Осташков, Ржев, Вязьма, Спас-Деменск" (фонд 208 опись 2511 дело 309).


Сначала, я подумал, что дата поставлена ошибочно, но на самой карте обнаружилась дата ее составления - 17 мая 1941 года, а вверху, там где должна была быть подпись Тимошенко значилось  "   " мая 1941. Внизу оставлено место для подписи Жукова, но ее тоже нет, а вот подпись начальника отдела укрепленных районов КА генерала-майора Ширяева имеется.

Схема укрепленных районов третьего рубежа

Цепочка из 4х УРов протянулась ровно по линии Ржевско-Вяземского оборонительного рубежа. Дело в том, что до сих пор считалось, что эту линию начали строить (и проектировать) лишь после начала Великой Отечественной Войны, а тут вот - готовая карта, с расположением УРов, составляющих их узлов обороны и опорных пунктов. В правом нижнем углу табличка, с раскладкой по тому, сколько и каких сооружений должно быть построено и сколько это будет стоить. Судя по таблице, первая очередь строительства должна была быть закончена к 1 июня 1942 года, промежуточным этапом к 1 января 1942 года.



В 1940 и 1941 активно строилась первая линия - так называемая "Линия Молотова", вдоль новой границы, которая возникла в сентябре 1939 года.
Вторая линия - "Линия Сталина" местами покинутая войсками (которые выдвинулись западнее), а местами реконструируемая проходила вдоль старой границы. И вот оказывается, планировалась и третья линия, в каких то 300 км от Москвы. Всего должны были построить 4878 оборонительных сооружений, из них 1296 за первый год строительства. Общая стоимость линии оценивалась почти в два миллиарда рублей, при этом во втором полугодии 1941 должно было быть "освоено" почти 440 млн рублей.
На карте нет подписей, и неизвестно, был ли отдан, до 22 июня 1941 года, приказ о начале ее строительства, однако в любом случае, была проведена большая подготовительная работа по рекогносцировке и проектированию рубежа. Исходя из того, что была подсчитана смета (с точностью до тысяч рублей) можно с с большой долей уверенности предположить, что к этому времени были созданы детальные проекты по всей линии, определены объемы земляных, бетонных и прочих работ.
Не очень понятно, за счет каких сил планировалось ее строить - план по "Линии Молотова" не выполнялся, буквально все силы были брошены на ее строительство (бетон лили даже ночью 22 июня), кроме того должна была начаться реконструкция "Линии Сталина" и формирование для нее новых частей.

Не хочется делать быстрых выводов, хотя они напрашиваются сами собой - Советский Союз готовился к обороне и  к войне на своей территории.

Возможно, что данная карта, это часть доклада, который был представлен Сталину 24 мая 1941 года. Он был написан в единственном экземпляре от руки 15 мая 1941 года: "Соображения по плану стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза на случай войны с Германией и ее союзниками".
"Соображения..." содержали в себе такую приписку рукой Ватутина: «Одновременно необходимо всемерно форсировать строительство укрепленных районов, начать строительство укрепрайонов на тыловом рубеже Осташков, Почеп и предусмотреть строительство новых укрепрайонов в 1942 г. на границе с Венгрией, а также продолжать строительство укрепрайонов по линии старой госграницы».
Осташков это как раз северный фланг рубежа, а Почеп - южный.

Судя по опросам на профильных форумах, подобной карты никто никогда не видел и даже не подозревал о ее существовании. Никаких упоминаний об этих 4х УРах ранее не встречалось.

Вот такая мистика. Любопытно, что меню поиска на сайте "Подвиг Народа" начинается с 06.1941, за май это единственная карта находящаяся на сайте. Единственное объяснение ее появления состоит в том, что она была в одной описи с сентябрьскими картами Западного фронта, по Ржевско-Вяземской линии. Возможно, ее использовали для сверки или как образец, а потом заодно сдали в архив.
При рассекречивании и оцифровке на дату не обратили внимания и она проскочила в общий доступ.

Вероятно, можно найти какие либо доказательства начала подготовки строительства этой линии. Возможно, средства были заложены в бюджет СССР на 1941 год, задания на производство оборудования для ДОТов и их вооружения были включены в планы заводов, возможно в этот район уже выдвигались какие то строители, открывались лагпункты и тп.

Поскольку карта очень большая (найти ее можно либо на сайте, либо на торрентах - странно, что ранее на нее не обратили внимания), дам несколько ее частей с УРами для большей наглядности.

Ржевский УР.
Ширина по фронту 140 км. Перед УРом расположено большое предполье. Надо сказать, что в 1941 году по переднему краю предполья, проходил передний рубеж обороны. Еще можно обратить внимание на то, что узлы обороны расположены вдоль Волги таким образом, чтобы оборонять фланг от удара с севера. В 1941 году пришлось удерживать противоположный берег Волги. Обращает внимание рубеж возле города Белый, который прикрывает стык между УРами.
Ржевский УР

Вяземский УР.
Ширина по фронту 120 км. Идет вдоль Днепра. Шоссе и железная дорога прикрыты одним узлом обороны в районе Издешково.

Вяземский УР

Спас-Деменский УР
130 км по фронту, у передней границы УРа город Ельня

Спас-Деменский УР

Брянский УР
95 км по фронту. В 1941 году линия обороны проходила примерно также, включая предполье.

Брянский УР

Продолжение (надеюсь) последует

UPD. Картинки бОльшего размера
Фотографии в альбоме «3 line» Gistory Dotru на Яндекс.Фотках




promo gistory март 6, 2014 20:25 14
Buy for 1 000 tokens
Ищу родственников тех, кто строил оборонительные на московском направлении, а также любую информацию связанную с этим. Воспоминания, фотографии, газетные вырезки, все что может рассказать о событиях лета-осени 1941 года. Значительную долю строителей составляли москвичи, но вместе с ними работали…

  • 1
Есть такая вещь - обученный резерв называется. В СССР, как и в любой стране с призывной армией, он был достаточно большим. Мобилизация была объявлена 22 июня. С 23 июня, первого дня мобилизации, начался призыв военнообязанных, в основном, уже являющихся обученными в ходе либо службы в РККА в 30-е либо в ходе учебных сборов в 1930-х. Наконец, ещё год назад, в 1940, демобилизовали примерно 2 млн человек.

Сложность даже не в контингенте, а в том, что неотмодилизованая армия воевать не может. Например, артиллерия. Есть пушки, есть тягачи, а вот грузовики под боеприпасы - в народном хозяйсте. В итоге какой-нибудь гаубичный полк пострелять-то может. С места. Пока снаряды не кончатся. Но вот с передвижением будут проблемы. А ведь весь первый период войны (до осени 1941) - чисто маневренная война.

ТТак же с танками. На марш одного танка нужно было 9 (девять) автомобилей разных видов. А их нет. Вот и валяются по дорогам первых месяцев войны великолепные совесткие танка, брошеные по причине элементарных поломок. Которых не укстранить в неотмобилизованой армии. Потму что ПАРМ, например - в народном хозяйстве.

Безусловно, так. Только вот много ли ПАРМ можно было из нархоза намобилизовать? Насколько я припоминаю, даже не предполагалось мобпланом. Опять же штаты. Чем вытаскивать Т-34 застрявший (о КВ молчу)? Два ответа: Коминтерн и Ворошиловец. Ну и где мы в НХ найдём что первый, что второй? Но, предположим, взяли. А сколько их полагается на мехкопус? Опаньки...
А ремонтировать где? Для среднего ремонта нужны автомастерские что типа "А", что типа "Б".

Ну что Вы к словам придираетесь? :о) Я вообще от балды написал, главное - принцип.

Т-34 вытаскивали другим Т-34. И весьма успешно.

  • 1