gistory (gistory) wrote,
gistory
gistory

Categories:

Дневник старшего политрука Ивана Кононовича Рыбальченко

Часть 2. Окончание


29.9.1941
Начало в 7 утра. Направление движения Димитриев, Орловский[1], Севск, Пустогород.

30.9.1941
Село Сибач [Ивач?]. Вынужденная остановка. Нет горючего.

1.10.1941
Бой у города Севска. Потеряли 1 батарею.

2.10.1941
Ночью мы отошли назад из села Богусловка [Голузовка?]. Атака немцев. О судьбе батареи Королева – Балакина мне ничего не известно. Бой с немецкими легкими танками. Расстояние 800 м. Мы смогли спастись. Покинули село Глубое в направлении Почное (Почепное?). В полутора км от Почное нам пересек путь немецкий грузовик. Я жду вечера. От Севска я на расстоянии в 25 км.

3.10.1941
Переночевали в Поповкино. Прошли села Осоцкое, Коробкино, Погодино. С 15:00 до 20:00 марш в село Юшино, оттуда на Лепешино с целью срезать дорогу. Немцы не смогли взять дорогу Севск – Комаричи. Луна им мешает. Однако на проселочную дорогу через лес выйти не получилось. Пришлось ночевать в поле. 3 часа ночи.

4.10.1941
Утром мы были недалеко от села Тарасенчик[?], переночевали в стогу в болоте. Утром постарались разобраться, где находятся немцы и выяснить свободна ли дорога и как ее обойти.




5.10.1941
На лугу мы позвали молодого парня, товарища Гринина, который связался с партизанами.

6.10.1941
После того, как была налажена связь с партизанами, я дал команду разведать путь через Шлях, Севск и Комаричи между Свечинов и Харламов. В ночь на 6-е октября мы прошли Шлях, в направлении Савицы – Сноб Новгородск[?]. Ночью мы были в селе Олешок. Мы узнали, что немцы в Лугани и повернули на Семеновку. Там выяснилось, что и туда вошли немцы. Мы ночевали в овраге вблизи села Зеленин.

7.10.1941
В селе Зеленин крестьяне посоветовали нам уйти в леса Брянска. Мы поэтому приняли правее на Семеновки.

8.10.1941
Мы пришли в село Селечня. Мы убедились, что и тут немецкие части и переночевали в 2-3 км от села в стогу соломы. Утром мы увидели старика, идущего на пасеку, и присоединились к нему. В конце концов мы достигли Брянских лесов. Вечером мы с помощью партизан и лесника Князева переправились через реку Неруссу и наткнулись там на часть 13-й армии.



9.10.1941
Подъем в 3 часа ночи и с остальными частями марш в направлении Денисовка. В Денисовке мы встретили товарища Шабордовича[2] из 12-й батареи 3-й артиллерийского дивизиона. В ночь с 9 на 10 октября мы на марше попали под пулеметный огонь противника, минометы также стреляли. Дорога очень плохая. Снег и дождь. Машины тонут в грязи. Утром мы съехали с дороги и спрятались в лесу.

10.10.1941
Снег начал таять. Мы развели костер чтобы немного подсохнуть. Борьба продолжается.

11.10.1941
Утро. Погода ясная, морозно. Налет немецких самолетов на идущую маршем нашу колонну. Некоторая неразбериха. В 12:00 принято решение обоз бросить. Мы идем в разные стороны. Переночевали в болоте в стогу сена. Мокрый снег. Мы промокли насквозь.

12.10.1941
Мы приблизились к селу Калинин Орловской области. В обед мы поели в лесу картошки. В ночь на 13 октября мы прошли железнодорожную станцию Холмечи на Московско-Киевской железной дороге. Переночевали на сеновале в 7 км от Холмечи.

13.10.1941
Мы удерживаем направление на Кокаревку – Алтухово. Солнечно. Снег прилипает к подошвам. Мы очень устали. Мы переночевали у бригадира железнодорожных мастерских в 7 км от станции и от села Алтухово.

14.10.1941
Мы обошли Атухово слева. Село Салтановка и Святое заняты немцами. В Алтухово была немецкая разведгруппа. Справа от железной дороги Кропивина – Шашуево село Навля, по словам тоже занятое немцами. Задача переправиться через реку Навля. От Алтухово мы уже в 20 км. Сейчас 15:30. Мы обсушили под елкой сапоги и портянки. Нам придется опять идти через болота. Снова солнце. По железной дороге в направлении Брянска на 7-м километре движутся части в направлении села Борщовки [Борщово] – это части 3-й армии (4-я кавалерийская дивизия). Я один пошел в Борщевку. В 12:00 дня 14 октября начали стрелять из сел Крапивная и Святое. Я был вынужден уйти из Борщовки и идти на север. До 5 вечера 15.10 я прятался в домике смотрителя мельницы.



15.10.1941
Бой немцев с частями нашей отступающей 3-й армии. Бой начался в 5:00 утра и длился до 14:00. Железная дорога на Брянск разбита. Я дождался ночи чтобы пробиваться. Утром мороз, днем дождь.

16.10.1941
В ночь на 16.10 я дошел до реки Навля. Железнодорожный мост взорван. На другой стороне я вижу немецкие патрули. Противоположный берег то и дело освещается ракетами. Я решил дождаться утра в лесу и дальше разведать путь.

17.10.1941
От лесничества шел вдоль железнодорожной полосы до села Пурвинка не останавливаясь. В ночь на 18 октября мы перебрались через реку Ревна по взорванному железнодорожному мосту.

18.10.1941
Справа от железной дороги мы зашли к леснику и переночевали наконец в теплой избе.

19.10.1941
Целый день искал что-нибудь съестное. Колхоз Гигант. Свиноферма. Я получил петуха и примерно 400 г хлеба. Мы решили переночевать тут – это наша вторая ночь в доме.

20.10.1941
В 11:00 Мы вышли в село Осиновые Дворы. Крестьяне наварили на завтрак картошки. Мы находимся около 30 км левее Карачева и опять столкнулись с патрулем 4-й кавалерийской дивизии у села Ворщевое[?]. Они идут в том же направлении. В ночь на 21.10 мы прошли левее села Фроловка в котором находится немецкий штаб, перешли шоссе Брянск – Карачев по которому шла колона немецких грузовых машин с живыми свиньями в сторону Брянска.



В 10 метрах мы прошли от немецкого патруля, но нам повезло поскольку они там стояли и свистели. Мы перешли железнодорожное полотно и наскочили на конную колонну, стоящую в лесу. Они там разожгли костры. Мы отошли назад в болото и завязнув в нем по пояс решили дождаться утра.

21.10.1941
В 9:30 мы взяли влево перед неизвестным селом и прямо за 200 м перед переправляющейся через реку немецкой колонной перебрались на лодке через реку. Мы смогли завладеть этой лодкой только забравшись по пояс в реку. В ночь на 22 мы прошли через болото насквозь промокшие ночевали в стогу сена.

22.10.1941
Мы дошли до села Березовка[?]. Мальчик подарил нам кусок сала и хлеба. Немцы тоже в этом селе, в 200 м от нас в лесничестве. В ночь на 23 мы прошли очень хорошо вперед, шли всю ночь по проселочной дороге и прошли 30 км. Ночевали в окопе в лесу.

23.10.1941
Мы приблизились к селу Ипачев [Пначево] Орловской области. Товарищ Шебербович пошел за водой и нарвался на двух немецких солдат, но ему удалось убежать. Погода плохая. Холодно.

24.10.1941
До 2 часов ночи мы спали у одного колхозника в селе Пначево. После 2 ночи мы прошли железнодорожную станцию Березовский, где немцы собрали большое количество военнопленных в качестве рабочих, чтобы как можно быстрее восстановить железнодорожные пути. Мы удачно прошли. В лесу мы переждали ночь у костра. Ночью мороз, днем туман.

25.10.1941
Мы двигаемся в направлении Сухиничи, прошли станцию Судимир, прошли в общем 25 км. Ужасная погода.

26.10.1941
Мы остановились на привал в лесу, в 5 км перед станцией Зикеево, и сделали завтрак из картофеля. Только начали завтракать как немцы начали нас обстреливать. Мы были вынуждены уйти глубже в лес. Продолжается дождь. Товарищ Устинов заболел. Мы вынуждены у смотрителя станции Зикеево Орловской области товарища Кузьменко переночевать. От этой станции в 25 км находится шоссе Москва Киев. Товарищу Устинову стало получше, но мы потеряли день, что означает 25 – 50 км марша. В полвосьмого мы ушли от старика и пошли в лес. Мы ждем ночи. Ночью мы прошли станцию Зикеево и Палики и приблизились к станции Думиничи.
Пойти эту станцию, нам однако не удалось, поскольку дождь промочил нас до нитки и у нас не осталось больше сил. Сейчас 4 утра.



28.10.1941
Мы попросили дорожного обходчика разрешения у него отдохнуть и переночевать. Мы в 3 км от станции Думиничи. По словам работника лесохозяйства они ограбили села вокруг железнодорожной станции Думиничи. Кроме того, они разграбили санитарный поезд и сейчас выводят раненых красноармейцев. Станция Думиничи занята немцами[3]. До станции Сухиничи осталось 30 км.  Днем солнечная погода, ночью должно быть хорошо. Реку Жиздра мы прошли по мосту в 16:30. Благодаря совету лесоруба нам очень повезло. Немецкий патруль прошел по мосту прямо перед нами. В ночь на 29-е мы прошли железнодорожную станцию Думиничи, занятую немцами. Тут стоит батальон железнодорожников, которые восстанавливают пути. В Живодовка я видел коменданта, который ехал на техническом паровозе с бригадой. Ночью мороз.

29.10.1941
Вы ушли от станции восточнее в лес. После пройденных 2 км мы встретили лесника. У него мы попили впервые за долгое время чай с сахаром. Ночью в 12:00 мы выступили дальше. Через 3 км начался дождь. Нам пришлось искать убежище. Мы его нашли в стогу. Сильный ветер, холодно.

30.10.41
День мы провели в стогу у села Бортное. Колхозники покормили нас и показали дорогу на Калугу. Туда пробиться будет очень сложно. Тут мало леса. В Борное мы были вынуждены дважды прятаться на чердаке от немцев. Мы были от них в 10 м. В ночь на 31 октября мы прошли села Радужна [Радождево] и Болдырево. Дальше по пути в село Стрельна мы заблудились и вышли к селу Брынцы.

31.10.1941
Целый день идет дождь. Мы переночевали в колхозном сарае села Враково. До Калуги еще 70 км. Плохая погода. В Сухиничах и Козельске немцы. Мы должны эти узловые пункты обойти. В ночь на 1.11 мы пришли в село Березовка. В одном из амбаров с нечищеным горохом мы спрятались на целый день. Вечером немцы вышли из Березовки и направились на Сухиничи.

1.11.1941
Немцы движутся заметно в направлении Сухиничи. Погода хорошая. Наша цель – Калуга. В ночь на 2-е мы прошли через село Пустошки, кроме него еще через Морозово, Селиваново и Острова. Мы шли всю ночь напролет, но прошли только 15 км. Мы очень устали.

2.11.1941
Весь день мы прятались в кустах. Только один раз выбрались в село найти что-нибудь поесть.
В Сухиничах по новым немецким законам разрешен базар. Там правда было очень мало крестьян. Крестьяне бояться свои продукты везти. В ночь на 3-е мы выступили в путь в Сосновку, но из-за ошибки колхозника пришли в село Торфяное. В селе Машинное немцы. Примерно 1 рота. По словам колхозников они ждут подкрепления – примерно 1 батальон.



3.11.1941 Целый день мы в лесу. Вечером мы приблизились к Кореткое[?], которое принадлежит сельсовету Сосновое.  Ночь на 4-е мы пришли в село Семеново и засели в 2 км от села в кустах. Там провели день. На станции Бабынино находится немецкий штаб. Холодно, вода замерзает.

4.11.1941
Вечером мы пришли в село Бабынино. Зашли в один дом, согрелись, получили еды и нам показали дорогу.

5.11.1941
В ночь на 5.11. Бабынино – Тужимово в направлении Ширяево, но пришли в село Спорное. В 7:00 мы прошли село и дошли до Ширяево.
Невозможно было останавливаться на день в сарае поскольку было очень холодно. Мы рискнули жизнь и пошли в село. В одном домике мы переждали день.

6.11.1941
В ночь на 6-е мы прошли Рыково, Семыкино, Тучнево. Мы приблизились к реке Угра. День в лесу. Заморозки. Травяной суп дал нам поесть колхозник села Тучнево, Тульской области, Калужского района, почта Тихонову, Кошуховр (Куровской?) – сельсовет[4].



7.11.1941
Нам снова пришлось весь день сидеть в лесу. В 13:30 мы сделали плот и переплыли Угру. С нами поплыли комсомольцы села Тучнево.

8.11.1941
Мы прошли село Старая Деревня[?] и пришли в село Копытцево, она всего в 3-4 км от Тихой Пустыни. Большое движение немецких частей из Калуги по сельской дороге в направлении Полотняный завод. В Тихой Пустыни стоят ремпоезда.

9.11.1941
В ночь на 9-е мы перешли реку Суходрев и двигаемся дальше в направлении на Малоярославец. Прошли село Тимохино, набитое немцами.



10.11.1941
До вечера были в лесу. С пропитанием становится все хуже. Там, где есть немцы кроме картофеля ничего не осталось. Но с одного картофеля наши силы падают каждый день.

11.11.1941
Мы идем всю ночь по проселочной дороге. Днем мы прячемся в лесу и пытаемся пробраться в села чтобы что-то поесть и везде нарываемся на немцев.

12.11.1941
В ночь на 13-е мы шли по проселочной дороге, нарвались на немецкий патруль и были обстреляны. В результате мы потеряли товарища (Устинова). Нас осталось двое.

13.11.1941
Как выяснилось в селе Трехсватка (Трехсвятское?) слева от дороги находится аэродром. Холодно, нам пришлось зайти в село Городенка, но и там уже были побывали немцы. Крестьяне позвали нас тем не менее переночевать и согреться. Мы переночевали в бане были рады что не задохнулись там.



14.11.1941
Мороз хочет нас убить. Всю ночь мы сидели у костра.
В 18:00 мы дошли до села Дубровка, где мы хотели переправиться через Протву. Там не было лодки. У реки уже лед, но по нему еще идти нельзя. Мы увидели на противоположном краю села, уезжающих немцев. Это дало нам возможность зайти в один из домов, поесть и согреться. Крестьяне посоветовали нам идти восточнее в 3 км дальше через взорванный мост. По дороге мы решили еще раз постучаться к селянам и спросить дорогу к мосту. Вместо крестьянина вышел немец. Мы были от него в двух шагах, и он начал по нам стрелять. Нам все же как-то удалось убежать.

15.11.1941
Мы весь день прятались в лесу и северо-восточнее переправились через какое-то шоссе, достроить которое не удалось[5]. Подойдя к нему, мы видели большое движение всех видов машин и пехоты немцев. Ночь застала нас в лесу. Мы попытались зайти в село, но там были немцы. Мы провели ночь в лесу у костра.



16.11.1941 Воскресение. Ночью никаких событий. Мы очень устали. Сильный холодный ветер...

Перевод Алексея Кислицына

На этом перевод дневника заканчивает. Вероятно, комиссар Рыбальченко и его спутник Шебербович нарвались на немцев, попали в плен или были убиты. До линии фронта оставалось всего около 40 километров. К сожалению, они шли вдоль железнодорожной линии и в итоге вышли в район Угодского завода, где находились тылы XII армейского корпуса вермахта и велась активная борьба с партизанами.
Но благодаря дневнику мы знаем, что старший политрук Иван Кононович Рыбальченко, уроженец деревни Татьяновка Славянского района, Сталинской области УССР, пропал без вести не ранее 16 ноября 1941 года в районе Угодского завода при попытке выхода из окружения.
Надеюсь, что найдутся родственники Рыбальченко, предположительно они могут жить в Славянском районе Донецкой области Украины.





[1] Вероятно имеется в оригинале Дмитровск-Орловский
[2]  Его фамилия дважды упоминается в тексте как Schabordowitsch и Scheberbowitsch , никого похожего в ОБД «Мемериал» найти не удалось.
[3] Этот абзац тоже выделен
[4] Вероятно, был записан адрес колхозника Тихонова.
[5] Вероятно, речь идет о Киевском шоссе, которое начали строить накануне войны. На некоторых картах оно отмечено как строящееся, на некоторых не отмечено вовсе.
Tags: Брянск, Брянский котел, дневник
Subscribe

Posts from This Journal “Брянск” Tag

promo gistory march 6, 2014 20:25 14
Buy for 1 000 tokens
Ищу родственников тех, кто строил оборонительные на московском направлении, а также любую информацию связанную с этим. Воспоминания, фотографии, газетные вырезки, все что может рассказать о событиях лета-осени 1941 года. Значительную долю строителей составляли москвичи, но вместе с ними работали…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments