gistory (gistory) wrote,
gistory
gistory

Categories:

NFC вокруг нас

Субъективный тест мобильного телефона с чипом NFC

Перед самым новым годом, я наткнулся в новостях на информацию о том, что МТС под своим брендом начал продажи недорогого телефона оснащенного чипом NFC. Телефон выпущен известным китайским производителем телекоммуникационного оборудования
Huawei  и получил наименование МТС 965. Это вызвало у меня ностальгию -  вспомнился телефон МТС 945 Глонасс, несправедливо раскритикованный первопроходец системы отечественного спутникового позиционирования. Теперь чип ГЛОНАСС есть даже в iPhone, а тогда...  Но речь все же не о нем, а о том, есть ли место для технологии NFC в Москве.





МТС 965 довольно прост, и работает на морально устаревшей ОС Android 2.3.6 Впрочем, эта версия ОС остается достаточно популярной и справляется с большинством повседневных задач. Аппарат имеет приятную обтекаемую форму и без труда входит в карман джинсов. Главная его фишка заключается в антенне NFC - Near Field Communication  - системы, которая предназначена для бесконтактного обмена информацией на коротких дистанциях. Это звучит довольно сложно, а в действительности, москвичи пользуются NFC ежедневно - прикладывая карточку “Ультралайт” к турникету в метро.



Второе, относительно новая роль NFC, это платежная система MasterCard PayPass - именно ее логотип и нанесен на задней панели телефона. Если открыть эту панель, то на ее внутренней стороне можно обнаружить саму антенну. Антенна может считывать информацию с NFC-меток, записывать ее на метки и передавать информацию другим устройствам и аппаратам.

Надо сказать, что аппаратов с NFC пока не так много, наиболее известным является Google Nexus 4 и Samsung Galaxy S2, но они стоят значительно дороже чем МТС 965 и как показывает практика, их владельцы редко используют эту опцию.




Первое, что приходит на ум владельцу аппарата с NFC, это просканировать билет в метро. Возможность сканирования встроена в приложение Яндекс.Метро, однако при попытке сканирования свежего билета - мне высветилось “Ошибка чтения”. Судя по результатам поиска в том же Яндексе, неудача постигла не меня одного, хотя раньше билеты читались на ура. К счастью, мне удалось обнаружить “пачечку” старых билетов “Ультралайт” выпущенных летом и в начале осени. Они читались отлично, из чего я сделал вывод, что Департамент транспорта уже внес изменения в спецификации билетов на метро, перед запуском “нового тарифного меню”. Чуть позже я нашел одну программку с жутким интерфейсом, которая тем не менее отлично справлялась и с чтением новых Ультралайтов. Еще позже, на Яндекс.Метро накатили апдейт и она снова смогла читать билеты.

Конечно, вас волнует вопрос - а можно ли использовать этот телефон для оплаты прохода в метро. Увы, пока нельзя. (Хотя в других городах это возможно). Я пытался найти приложения для копирования в смартфон данных  с “Ультралайта” и последующего предъявления их турникету. В открытом доступе таковых нет и это объяснимо. Приложение NFClassic способно считать информацию с билета, но воспользоваться ею для прохода не получится. Я проверял это на терминалах для проверки билетов.

Итак, как минимум, телефон с NFC можно использовать для проверки числа оставшихся поездок на билете и срока его действия. Но, это не все - старый билет можно обучить дополнительным трюкам.


Точнее трюкам можно обучить телефон, записать информацию на эти билеты “Ультралайт” не получится. И опять, придется использовать билеты предыдущего поколения - те билеты что идут сейчас приложения не понимают.

Итак, я скачал на Маркете приложение NFC Task Launcher, которое позволяет составлять последовательность действий телефона и исполнение их при прикладывании к карте содержащей чип NFC. Дело в том, что каждая карточка обладает уникальным номером, который распознается смартфоном, в результате чего запускается та или иная программа.

В качестве действий, может быть вызов каких либо приложений (в том числе соцсетей), включение и выключения Wi-Fi, GPS, звонка, отправка SMS или набор определенного номера. Среди возможных сценариев - включение GPS в машине, при установке телефона в крэддл или отключение звонка в офисе. Плюс этих действий именно в скорости и удобстве, а вот ожидать, что GPS выключится при выходе из машины, а звонок включится во время обеда не стоит.

Еще одним применением может быть программирование телефона для тех, кому сложно набирать номер или перебирать записи в книжке - достаточно приложить телефон к соответствующей карточке с чипом и пожилой человек сможет позвонить сыну или врачу. Конечно, в общем случае, надо использовать не билеты “Ультралайт”, а чипы с возможностью записи. Стоимость таких меток начинается от 50-70 руб., а производители телефонов продают их по вообще безбожным ценам. Так вот, на чип можно записать команду набора определенного номера (при наличии установленного NFC приложения). Такой чип можно вживлять в визитные карточки, подобно тому, как на них наносят QR-коды. Использование NFC имеет много общего с QR-кодами, но на мой вкус - NFC проще и быстрее работает. Вскоре мы увидим NFC на рекламе, вывесках и буклетах, там же, где используется QR-код - главное, чтобы была возможность поднести телефон к чипу на расстояние в 4 см.

В настоящее время, проблема NFC  в том, что эту технологию не принимает Apple и отказывается включать их в iPhone. Однако, ходят слухи, что одна из следующих моделей iPhone все получит поддержку NFC, тем более, что производители периферии для iPhone уже стали делать “костыли”, которые позволяют дополнить iPhone функционалом NFC. Тем более, что в продвижении этой технологии заинтересована платежная система MasterCard


Посмотрим, работают ли в Москве бесконтактные платежи. Для них используется технология PayPass: достаточно поднести карточку к терминалу и авторизация произойдет сама по себе. Покупки до 1000 руб не требуют ввода пин-кода, что удобно вдвойне. Телефон с NFC может исполнять роль карты с чипом, вот только для этого эта карта должна быть привязана к телефону - записана к нему в Sim-карту. В настоящее время такую связку осуществляет только МТС. Необходимо получить карту МТС-банка, поменять обычную Sim-карту на “привязанную” и вставить ее в телефон с чипом NFC.

Мне понадобилось порядка часа, чтобы пройти весь этот путь в салоне МТС. Неожиданно, но МТС банк буквально заставил меня получить их кредитную карту с небольшим лимитом. Менеджер надеялся, что можно будет обойтись отказом и получением дебетовой карту, но увы. Пришлось пройти собеседование с колл-центром, рассказав о себе всю подноготную.

Увы, сразу воспользоваться связкой карта+Sim не получится, надо подождать дня три, пока документы дойдут до МТС-банка и в ответ придет инструкция с паролем по активации платежных возможностей Sim-карты. Я оформлял карту перед самым Новым годом, SMS получил где-то в магазине и забыл про нее до января. Как потом выяснилось, код для активации услуги и создания пин-кода действует только 48 часов. Потому пришлось запрашивать его заново используя номер паспорта и номер банковской карты.

По своей сути, Sim-карта вставленная в телефон с NFC является дополнительной картой к основной банковской карте. Дополнительная карта не является чем то новым - обычно их выпускают к основной для родственников, карт несколько, а счет один.


Испытание было решено провести в Subway в момент, когда нет очереди. Эта сеть отличается весьма вменяемым персоналом. Предварительные распросы показали, что с терминалом PayPass они знакомы, а вот телефоном никто не платил. К счастью, кассир не возражала против моего предложения попробовать, в крайнем случае, я бы заплатил наличными. Процесс оплаты оказался даже проще, чем я ожидал. Достаточно поднести телефон к терминалу и на его экране возникают сообщения о приеме платежа. Через минуту из принтера выполз чек. По словам кассира, для нее процесс ничем не отличается от приема обычной карты. А на телефон пришло сообщение о проведенной операции и остатке на карте.

Оплата NFC телефоном понравилась не только мне, но и персонала Subway. Не надо искать мелочь, доставать деньги или карту - телефон как правило всегда рядом. Видео снимал без спроса ...



Еще одним экспериментом стала оплата в “Магазине Будущего”, который открылся в штаб-квартире компании X5 Retail Group (магазины “Перекресток”, Пятерочка, Карусель). На огромной территории в Калитниках работает порядка 3000 сотрудников компании и для них давным давно был открыт магазин “Пепяка” (по первым слогам магазинов сети), в котором они могли приобрести необходимые продукты, а также обкатать новые товары и технологии. В декабре 2012 года совместно с “Роснано” и “Ситроникс” и был открыт “Магазин Будущего”.

На первый взгляд он выглядит обычно, разве что на каждом товаре наклеена дополнительная этикетка с чипом. В рамках эксперимента все этикетки наклеиваются непосредственно перед выкладкой товара в торговом зале - на склад приходят обычные продукты.

Что дает RFID-этикетка? Она содержит в себе уникальный код, который соотносится с базой данной в которой указано наименование товара, срок годности, условия хранения и цена. Метка имеет свой уникальный 64 разрядный номер, 512 байт для записи, в том числе 64 байта для пароля. Наличие RFID-этикетки позволяет автоматически сканировать полки и практически в любой момент времени определять объемы остатков, продукты с истекающими сроками годности, соответствие места нахождения продукции необходимым условиям хранения и тому подобное. Это технология способна существенно упростить управление товарными остатками, не допускать так называемой “просрочки”, своевременно выявлять товары попавшие не на ту полку - например покупатель вынул пачку замороженных овощей из морозилки, а потом выложил ее из тележки в отделе “Бакалея”. “Умная полка” сама распознает “чужака” и потребует переложить его в другой отдел. Важно отметить, что хотя технологии используемые при маркировке товаров и в билетах метро похожи - телефон RFID-метки не понимает.

В рамках эксперимента на товары наклеиваются RFID-чипы Alien 9654. Как пишет производитель: “ALN-9654 “G” является высокоэффективной меткой общего назначения, пригодной для маркировки материалов с высокой диэлектрической проницаемостью (автомобильные стекла, пластиковые паллеты и контейнеры многоразового использования).

Построенная на основе новейшего UHF RFID чипа Alien Higgs™ 3 и инновационной конструкции антенны, метка обладает лучшими в своем классе характеристиками. Она подходит для маркировки таких сложных материалов с высокой диэлектрической проницаемостью, как пластик и стекло.

Типичные сферы применения ALN-9654 включают маркировку автомобильных ветровых стекол, пластиковых паллет и контейнеров многоразового использования.”

Другими словами эта метка больше подходит для маркировки складских товаров, чем для торгового зала. Стоит отметить, что она довольно “дальнобойна” - информацию с метки можно считать на расстоянии до 8 метров. Как указывается в презентационном фильме “Магазина Будущего” стоимость этой метки составляет 4,5 руб. Для эксперимента это наверное небольшие деньги, а вот для массового применения себестоимость умной маркировки должна быть на порядок меньше. А при попытке обсчитать тележку сканер захватит все метки в радиусе 8 метров!

Для того, чтобы этого не происходило в магазине сделаны специальные изолированные терминалы: покупатель ставит корзинку с покупками в специальную выемку, которая автоматически закрывается специальной выдвигающей крышкой.



Находящийся внутри сканер считывает информацию с меток и выводит ее на дисплей. На нем можно посмотреть не только названия товаров, но и сроки годности. В моей корзинке оказалась бутылка Coca-Cola с символикой “Сочи 2014” (потому что, как известно, я люблю этот напиток) и красное полотенце “Россия вперед” (потому что оно попало в распродажу и стоило всего 75 руб). Набор получился довольно символичным - но ничего с этим не поделаешь. Кстати, срок годности полотенца до 2015 года, даже не знаю, что это означает.

Информация о товарах записывается на пластиковую карточку с логотипом “Магазина Будущего”. Это обычная карточка “Ультралайт”, которая отлично читается телефоном или автоматом для проверки проездных в метро. Она открыта для перезаписи, и после выхода из магазина, мне удалось записать на нее информацию при помощи тестируемого телефона.

Для оплаты покупок, карту необходимо приложить к платежному терминалу, который снова высветит весь список покупок и предложит оплатить их тремя способами: наличными, пластиковой картой и (барабанная дробь) телефоном с чипом NFC. Похоже, что и здесь я оказался первопроходцем - однако платежный терминал отлично распознал телефон и мгновенно провел платеж. Пластиковую карту магазина необходимо опускать в специальную “избирательную урну” - они многоразовые. Мне же презентовали ее в качестве сувенира, что и позволило потом провести с этой картой ряд экспериментов.

Надо отметить, что ряд товаров в жестяной или фольгированной упаковке (консервы, кошачья еда, и даже молоко) невозможно продавать через “умные кассы”. Фольга не позволит правильно считать RFID-метки - это увы физика. Поэтому, в магазине сохраняется и обычная касса (через нее проходит и оплата сигарет).



В целом, магазин мне понравился, хотя их массовое появление сдерживается дороговизной технологий и необходимостью RFID-маркировки непосредственно на этапе производства. Дополнительно можно будет получить “бонусы”. использования этих меток на кухне - когда умный холодильник будет сам соображать, что у него внутри и требовать избавиться от продуктов с истекшим сроком годности.

И ложка дегтя в конце. Как оказалось, карточка МТС-банка имеет скрытые комиссии. Когда я внес средства на счет в одном из офисов МТС - на счет упало на 30 руб. меньше, хотя сотрудник принимавший платеж утверждал, что никаких комиссий нет. С учетом того, что больше не собирался пользоваться картой - пришлось возвращаться и добавлять (уже с учетом комиссии в 30 руб), иначе незакрытый кредитный хвостик мог превратиться в большую проблему.



PS. Все тесты были инициированы мной и проводились за собственный счет. 
Tags: nfc, тест
Subscribe
promo gistory march 6, 2014 20:25 14
Buy for 1 000 tokens
Ищу родственников тех, кто строил оборонительные на московском направлении, а также любую информацию связанную с этим. Воспоминания, фотографии, газетные вырезки, все что может рассказать о событиях лета-осени 1941 года. Значительную долю строителей составляли москвичи, но вместе с ними работали…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments