?

Log in

No account? Create an account
gistory, Gistory_ru

gistory


gistory

История с Географией


Previous Entry Share Next Entry
Два генерала
gistory, Gistory_ru
gistory

В новогодние каникулы я перечитывал материалы по 1 ДНО (60 сд) об октябрьских боях. Ее командир генерал-майор Леонид Иванович Котельников во многих источниках указывался как погибший 14 октября 1941 года. Однако, в воспоминаниях бойцов и командиров обстоятельства его гибели никак не освещались.

При более пристальном рассмотрении выяснилось, что дата 14 октября была «заимствована» у другого генерала — его однофамильца Якова Георгиевича Котельникова — бывшего командира 19 сд. Однако и в этом случае дата скорее предположительная и гибель Я.Г. Котельникова точно не зафиксирована.


К началу Тайфуна генералы находились в соседних армиях Резервного фронта. 1 ДНО, под командованием Л.И. Котельникова входила в 33 А и занимала оборонительные позиции северо-западнее Спас-Деменска, закрывая дорогу из Ельни. С Я.Г. Котельниковым несколько сложнее. До начала августа он был командиром 19 сд, которая входила в 24А, но был снят Жуковым за «пререкания со старшим по званию», во всяком случае так трактует случившееся внучка генерала Ольга Борисовна Полторецкая-Котельникова: «при планировании линии обороны советских войск под Ельней он указал командующему фронтом Константину Георгиевичу Жукову на наличие незащищённых участков, в то военное время это было воспринято Жуковым как пререкание со старшим по званию, а, значит, нежелание выполнять приказание. За свою честность Котельников был отправлен в НКВД, где, пока шло разбирательство, провёл почти месяц». Не будем углубляться в истинные причины решения Жукова. Вместо Котельникова командиром дивизии стал майор Александр Иванович Утвенко, которому было присвоено звание полковника. В сентябре Яков Георгиевич Котельников возвращается в 24А и по некоторым данным назначается заместителем Ракутина.

Упрощенно ситуация выглядит так: Немецкое наступление на Спас-Деменск отрезало дивизиям московских ополченцев пути отхода по Варшавскому шоссе, вынудив их отступать на северо-восток в направлении Вязьмы. Сначала был план отходить на Угру, где намечался еще один рубеж — так называемый Гжатский, но быстро стало понятно, что уходить придется значительно восточнее. Отправленные на новый рубеж тылы 60 сд практически без остановки проскочили Вязьму еще до того, как было замкнуто кольцо, и сделав круг чуть ли не через Москву, прибыли под Малоярославец. Примерно также из окружения выскочил и штаб 43А, который доехал аж до Гжатска (где на тот момент находился штаб Западного фронта) откуда был послан под Малоярославец.

Дивизия стала отходить прикрываясь арьергардами, которые задержали немецкое наступление и позволило оторваться части сил 60 сд и 17 сд, которая находилась рядом и была подчинена Котельниковым, как старшим по званию.

Но спокойно дойти до Вязьмы они уже не успевали. Практически сразу они стали подвергаться ожесточенным бомбардировкам, а позже их путь был перерезан передовыми подразделениями 46 моторизованного корпуса. Как утверждает ополченец 1281 полка 60 сд Сергей Авксентьевич Бендриков «5-го числа штаб дивизии попал под бомбежку, и машины [т.] Котельникова, начальника штаба и других были разбиты, все документы пропали, а [т.] Котельников тогда случайно спасся». Дивизия двигалась несколькими колоннами, которые возглавлялись в том числе командирами полков, командир 1 сп полковник Берестов в этот момент принял на себя командование дивизией т.к. о судьбе Котельникова некоторое время не было известно.

Восстановить реальную картину движения 60 сд пока еще довольно сложно — в воспоминаниях бойцов и командиров, как правило, присутствуют отдельные эпизоды не привязанные ни по времени ни по месту. Переломным моментом стала переправа через Угру в районе населенного пункта Всходы. Здесь уже оказались немецкие заслоны, здесь же скопилось большое количество войск и техники, вплоть до танков, отходивших на восток. К сожалению в танках и артягачах стремительно заканчивалось топливо, поэтому на другой берег удалось переправить далеко не все. Полностью разблокировать мосты у Входы вероятно не получилось и группам бойцов пришлось идти в обход.

В итоге примерно 7-8 октября, остатки 60 сд вышли к Вязьме, примерно в 15 км к югу, оказавшись вне кольца. Дорога на Вязьму к этому моменту была закрыта 10 тд и подходящей 2 тд вермахта. Кольцо активно поджимали с юга — 24А была вынуждена организовать оборону Семлево, чтобы не дать противнику выйти себе в тыл. Впрочем, на тот момент понятие фронта и тыла было весьма условным — 24 армия пробивалась фронтом на восток, обороняя тыл с запада. В частности оборона Семлево была необходима для выхода частей из района Дорогобужа, в том числе для 19 сд.

Об этих боях существует доклад дивизионного комиссара 24А К. Абрамова, в котором он указывает, что «В 16.00 7.10. генерал-майором Котельниковым, мною и полковником Утвенко, командиром 19 сд, была организована оборона Семлева, для того чтобы пропустить войска и артиллерию, двигавшиеся из Дорогобужа и Подмошья через Семлево вперед для прорыва окружения, в сторону Вязьмы». В данном случае это Яков Георгиевич Котельников, а командир 60 сд здесь мог оказаться лишь теоретически.

Согласно докладу Абрамова Я.Г. Котельников пробыл в Семлево примерно до 16.00 8.10, после чего занялся организацией прорыва на одном из участков южнее Вязьмы: «В районе Панфилово прорыв войск, состоящих главным образом из артиллерии и обозов, организовывал генерал-майор Котельников. Его целью было вывести артиллерию, которой здесь скопилось огромное количество. Было предпринято семь атак, часть артиллерии и пехоты прорвалась и ушла из окружения, но большая часть осталась, в силу недисциплинированности многих командиров, стремившихся прорваться самостоятельно, а также еще и потому, что отсутствовали снаряды и горючее для тракторов. В последней атаке 14.10. генерал-майор Котельников был убит. В лесу остались небольшие группы войск и отдельные люди, организующиеся для выхода мелкими группами. По сообщению комиссара штаба 9 сд, старшего политрука Нехаева в этом районе также погибли командир 9 сд, генерал-майор Богданов, и комиссар 9 сд, бригадный комиссар Прохоров».

Командир 60 сд Леонид Иванович Котельников возможно находился недалеко от Панфилово, может быть в 5-10 км восточнее или юго-восточнее, но в тот момент, когда его однофамилец руководил обороной Семлево.

Но прежде вернемся к Бендрикову: «Основная задача, которую мы перед собой поставили, была перейти Вяземское шоссе. Днём этого сделать нельзя было, так как шоссе патрулировалось и по нему всё время шли немецкие танки и автомашины. … Я вызвался разведать подходы к шоссе.

К вечеру я и ещё несколько человек подползли почти к самому шоссе, и я мог наблюдать такую картину. По шоссе двигались машины, нагруженные немецкими солдатами. Шоссе патрулировалось мотоциклистами; проходили танки. В некоторых местах были размещены регулировщики. Были слышны их крики. ...

Когда я вернулся в условленное место, я уже своей группы не застал и остался один ночью. Видимо, они перешли раньше через шоссе, ну или в другом месте. Мне оставалось только переползать одному. Я выбрал наиболее узкое место и перелез через шоссе, держа путь на север. Пройдя с час, я натолкнулся на свою группу. Они меня чуть не расстреляли, приняв за немца, хотя надо отметить, что немцы в тот период в лес не заходили и шли по шоссе. По лесам могли двигаться только наши. Я присоединился к своим. Шли мы целую ночь. Я выходил ещё раза два в разведку».

Дальше Бендриков встречает своего командира дивизии: «К утру к нам присоединилось ещё несколько человек, и мы выяснили, что где-то в районе железной дороги, которая шла на Вязьму, находится штаб дивизии. Это было 7-8-го числа. Выяснилось, что в этом районе собираются люди и при штабе находится командир дивизии генерал-майор Котельников.

Встреча произошла днем, часов в 10, 8-гo числа. Дивизия собралась в помещении школы. Всё время над нами летали немецкие [самолёты]-разведчики. В школе мы встретили бойцов, а штаб дивизии и политотдел располагались в лесу, недалеко от школы. Примерно часа в 3 мы, покушав, что у кого было, получили приказание двигаться дальше, перешли Вяземскую железную дорогу, и нас собрался отряд человек около 400. Во главе отряда был генерал-майор Котельников. Вместе с ним был начальник штаба дивизии, военком штаба дивизии и несколько военкомов из полков, в частности 2-ro полка и ещё 1-го. Тихомирова и других мы потеряли. Они, видимо, прошли левее нас. Когда мы вышли, над нами стали появляться немецкие самолеты, и [т.] Котельников дал распоряжение рассредоточиться и подождать до вечера».

К сожалению, на этом воспоминания заканчиваются. Другие бойцы и командиры 60 дно, хотя и рассказывают о выходе, вовсе не упоминают о командире дивизии. При этом военком дивизии Белов, вышел из окружения в конце октября, но погиб 18 ноября 1941 года, начальник штаба Яков Степанович Воробьев также вышел, вновь был назначен начальником штаба дивизии, прошел войну и умер в 1965 году в Москве. Где и при каких обстоятельствах пропал без вести генерал-майор Леонид Иванович Котельников пока неизвестно.

«Вяземское шоссе» из описания Бендрикова это скорее всего дорога из Юхнова на Вязьму. Но она главным образом проходит восточнее железной дороги на Вязьму, поэтому последовательность перехода выглядит довольно странной. Правда дороги «меняются местами» километрах в 10 от Вязьмы. В этом случае получается, что отряд 60 сд подошел совсем близко к городу, почти в район аэродрома Двоевка. Другим вариантом может стать переход шоссе километрах в 50 юго-восточнее Вязьмы и выход к железной дороге на Калугу на участке Темкино — Износки. В район Износки выходил начальник разведки 60 сд полковник Попов, который по его словам, перед этим выходил в район Вязьмы. Но если бы Бендриков шел здесь, то он бы скорее всего упомянул бы про переправу через достаточно широкую Угру.

Возможно, получится найти дополнительные данные выходу из окружения тех, кто был рядом с Котельниковым и неопределенность частично может быть снята.


Posts from This Journal by “Вяземский котел” Tag


promo gistory march 6, 2014 20:25 14
Buy for 1 000 tokens
Ищу родственников тех, кто строил оборонительные на московском направлении, а также любую информацию связанную с этим. Воспоминания, фотографии, газетные вырезки, все что может рассказать о событиях лета-осени 1941 года. Значительную долю строителей составляли москвичи, но вместе с ними работали…

  • 1
Если я правильно помню, то позиции 1 дно в начале октября - это те самые позиции, которые весь август и сентябрь строила 9 дно: Лазинки, Могильное.

Вот положение 1 ДНО на конец сентября.

https://vnr.github.io/wwii-maps/index.html#center=54.458542%2C33.905258&zoom=13&type=urlMap&path=%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B0_016_%D0%9A%D0%9F097%D0%A0-%D0%A123%2F388-0008712-0026%2F00000207.jpg

Могильное на железной дороге, а через Лазинки они выходили на Вязьму

>В итоге примерно 7-8 октября, остатки 60 сд вышли к Вязьме, примерно в 15 км к югу, оказавшись вне кольца. Дорога на Вязьму к этому моменту была закрыта 10 тд и подходящей 2 тд вермахта.
В "29 сд..." показано как и когда подходили к Вязьме 2-я и 10-я тд.
10-я тд подошла к Быкову (7 км южнее Вязьмы) в 20:15 6 окт, причем 10-я тд двигалась с востока на запад.
2-я тд подошла к линии раздела с 10-й тд (Быково) в 12:00 7 окт. С этого момента фронт котла южнее Вязьмы был закрыт и его надо было прорывать. Т.е. 2-я тд уже была не "подходящей", а "подошедшей".

Edited at 2018-01-24 02:46 pm (UTC)

Честно скажу, что действия 2тд я еще не смотрел. Потому и сделал оговорку, что ситуация описывает упрощенно. Все таки мне кажется, что 7го 2 тд скорее выходила на позиции, чем уже создала прочную оборону к полудню. До линии разграничения то они дошли, а вот что с плотностью обороны?

туда вышла усиленная 1-я БГ: бОльшая часть танкового полка, мпп, пто, пво, саперы. Этого вполне достаточно, чтобы пресечь попытки прорывов. В этот же день была проведена зачистка окружающих лесов, где в частности разгромили 2 батареи 42-го оад (РС) и захватили 2 установки с боеприпасами. Я уж не говорю о том, что от Знаменки шуганули 148-ю тбр, остатки нескольких сд и 1 полк ополченцев 29-й сд (7 дно)

как трактует случившееся внучка генерала Ольга Борисовна Полторецкая-Котельникова

- приезжала данная особа к нам в саранск, экзальтированная дамочка с претензиями я внучка котельникова (он из краснослободска ныне республика Мордовия), кормите меня и поите и устройте переночевать.
Про деда знает немного, она выпускает свои книги в которых кусками (даже с треугольниками номеров страниц) взяты страницы из книги лубягова про ельню. Я говорю может Вы в ЦАМО ездили какие-нибудь документы привезли - мне это не надо все в моих книгах есть.

Книжку Лубягова я пока не нашел, но в перспективе воспользуюсь им.
внучка на Смолбатл кидала призывы но без особого успеха http://smolbattle.ru/threads/%D0%9A%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA-%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-24-%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%8F.51602/

И меня больше интересует куда исчез Леонид Котельников

Лубягова книжка - это "Под Ельней в сорок первом"? У меня есть, могу отдать.

Несколько странный тон.
Можно было бы и без таких комментариев покормить и помочь с ночлегом.
Она же у вас не райдер с черной икрой и Мерседесом запросила...
Тем более, внучке земляка-генерала.
А знает она может и немного, но среди собранных ей свидетельств есть ряд любопытных...

Какой есть...
Вот вы ей кормежку и ночлег обеспечивайте.
Приехать, не предупредив никого - я считаю это дурным тоном.

надо смотреть немецкие материалы. Если он был у вязьмы--это 2 Тд, 5ТД. Ну а если нет?

Пока у меня не получилось реконструировать движение групп после перехода меридиана Вязьмы.

Пока непонятна точка выхода группы в которой был Котельников. Буду еще раз перечитывать эти и может другие источники, может быть сведу к чему то.

Указанные вот тут https://grossgrisly.livejournal.com/104517.html сканы они из 500?

да
xm.. по другим сведениям К. погиб у д. всxоды сев. Спас-Деменска. Это больше похоже на правду, чем байки провязьму.

Edited at 2018-01-25 10:07 am (UTC)

Спасибо за пост. Наверное это мне частично объясняет, что за гаубицы были найдены в последствии в апреле 42 года немцами возле Шумихино. А обычно их приписывают 43 армии

Чисто географически - могли быть и 43 и 33 армий. Логика в 43 есть тк у них было больше шансов проскочить так далеко.
Как вариант, зачем-то свернули у Юхнова и вошли к Вязьме, но не успели и спрятались в болотах.

А много там нашли? Вместе с тракторами?

  • 1