gistory, Gistory_ru

gistory


gistory

История с Географией


Previous Entry Share Next Entry
Эвакуация по большому счету может оцениваться как практически невозможная и безрезультатная
gistory, Gistory_ru
gistory
Второе приложение к документу который обнаружил уважаемый labas , а перевел не менее уважаемый Алексей Кислицын. Я постарался добавить в документы некоторые сноски, которые бы расшифровывали номера заводов, а также исправляли бы ошибки оригинального немецкого текста.

Это "Показания Овсянникова, строителя самолетов, дают обзорно информацию о распределении целого ряда важных предприятий советской авиаиндустрии, а также о восточных пунктах эвакуированных предприятий". Овсянников до середины октября 1941 года занимался эвакуацией своего завода, а уже через месяц протокол его допроса оказался в Берлине. Каким образом он оказался на немецкой стороне - загадка. Возможно, из-за того, что он не эвакуировался и остался в Москве, был призван в один из коммунистических батальнов и попал в плен. Однако, в этом промежутке коммунистические батальоны и дивизии находились главным образом далеко от фронта. Да и сам Овсянников с пренебрежением отзывается о тех, кто вступил в "истребительные батальоны".  Возможно, он по какой-то причине сам "пошел на встречу" немецким войскам.

Хотелось бы обратить внимание на пессимизм Овсянникова, относительно возможности запуска производства на новых площадках. Действительно, проблемы и задержки запуска были колоссальны, но все таки все это удалось преодолеть нечеловеческим напряжением, заплатив дестяки тысяч жизней заключенных и "трудармейцев".

О дальнейшей судьбе Овсянникова расскажем в конце.


Допрос Владимира Владимировича Овсянникова

Обермайстер (старший контрольный мастер по инструменту и приспособлениям) завода авиационного оборудования № 20[1], Москва, станция Братцево (район нынешней платформы «Балтийская» МЦК).
Эвакуация завода началась в конце июля начале августа. Сначала были эвакуированы в Омск экспериментальный цех №30 и экспериментальная мастерская №30. Это были 22 токарных станка и 8 других машин. Хорошо упакованные в ящики, с гофрированным картоном полностью защищенные от непогоды упаковки.
Для этого завода были освобождены помещения завода сельхозтехники в Омске. Перед эвакуацией в Омск были отправлены монтажные рабочие. Не хватало специалистов и их нужно было забирать из Москвы. В конце августа в Омск была отправлена группа из 100 работников завода в 6 грузовых вагонах. Первая партия, примерно 150 человек, отправилась с первыми машинами. Рабочие не имели права взять с собой большие предметы – например кровати. Примерно 80 процентов поехало по собственной воле, остальных заставили. Первые эвакуированные цеха почти сразу начали работать, выдавая по 100-150 единиц продукции.
Полную эвакуацию провести так и не удалось. 10.10.41 Овсянников получил указание заканчивать начатые работы и новые не начинать. Это вызвало среди рабочих определенную панику. В Омск к этому моменту уже были переведены многие народные комиссариаты, многие лаборатории (например, лаборатория авиационного бензина была переведена в Казань) и многие предприятия. По слухам, в Омске создалось катастрофическое положение с жильем, стали строить бараки для рабочих. Естественно, рабочие не были в восторге от таких условий жизни.
Инструментальный цех завода был отправлен в Омск на открытых платформах. Речь идет о 170 больших станках, из которых было отправлено около 120. Дальнейшее протекание эвакуации неизвестно.
16.10.41 примерно 35-40 процентов техники было в пути – это не значит, что они в порядке доехали до Омска. Железнодорожные составы с техникой на всем пути много раз «замораживались». Техника стояла везде под открытым небом – не хватало грузовых вагонов. Завод был остановлен. Рабочих распустили по домам. Они получили по 180 рублей зарплаты и билет в Омск. Примерно половина рабочих получили деньги и билет, но решили не ехать. Им угрожали суровым наказанием, что вызвало общее недовольство, а в результате бегство. Но тем, кто готов был ехать все равно не было предоставлено ни пассажирских ни грузовых вагонов. Багаж этих рабочих лежал днем и ночью под открытым небом на вокзале.
После того, как правительство покинуло Москву 15.10.41 уже 16.10.41 начались беспорядки. Мясной комбинат был разграблен, трамвайное движение уменьшилось до 30 процентов от нормы, метро работало частично. Везде появились огромные очереди в магазины. Магазинам же дали указание в первую очередь обслуживать тех, кто едет в эвакуацию. Эвакуировать должны были:
Автозавод имени Сталина
Завод № 84 (танковый[2] завод в Химках)]
Завод № 22[3] (авиационный завод в Филях)
Завод № 39[4] (Завод авиационных двигателей, в том числе и авиационный завод 2-х моторных самолетов и завод №1 машиностроительный) на Ленинградском шоссе около стадиона Юных Пионеров.
Было сказано, что все авиационные заводы должны быть эвакуированы – например:
Завод № 305[5] (авиационных деталей) возле метро Сокол и
Завод № 294[6] (продукция неизвестна) рядом с ним.
Завод № 32[7] (экспериментальный завод авиадеталей) у Савеловского вокзала
Пример:
Завод № 84 должен был быть отправлен в Ташкент[8]. Станки были разобраны, частично упакованы и загружены на две платформы. Больше вагонов предоставлено не было. Директор завода собрал сотрудников (примерно 8000 человек) и сообщил о больших транспортных проблемах. Он объяснил, что общество решило идти в Ташкент пешком, поскольку транспорт нужен для перевозки техники. Еду будут подвозить машинами. Зарплату платить не будут, поскольку кассир с кассой бежал. Рабочие остановили работы по упаковке техники и стали без дела слоняться по заводу в ожидании зарплаты. Директор организовал из комсомольцев и коммунистов бригады чтобы продолжить эвакуацию. Что из этого вышло – неизвестно.
Авиационные заводы:
В Воронеже находится 2 авиационных завода - № 16 и № 18. Завод № 18 выпускает самолеты, а завод №16 моторы к ним.
В Перми очень большой авиационный завод № 19 (имени Сталина) делает моторы «М-62» и «М-63», вероятно и «М-100» а также новейшие конструкции. Около 18-20 тысяч сотрудников.
В Рыбинске авиационный завод № 26. Продукция V-образный мотор «М-17» - 14[9] цилиндров с водяным охлаждением, мотор «М-11» звездообразный.
В Севастополе авиационный завод примерно 10-12 тысяч сотрудников
В Запорожье находился авиационный завод № 29
В Комсомольске на Амуре (Дальний Восток) большой авиационный завод – около 15 тысяч сотрудников.
В Хабаровске (Дальний Восток) большой авиационный завод № 126, в любом случае более 10 тысяч сотрудников, может и 12-20 тысяч. Продукция неизвестна, вероятно в том числе и авиамоторы.
В Ярославле большой авиационный комбинат № 156 или №158 (комбинат это несколько связанных между собой заводов) построен в 1938-1939 годах. Находится вблизи города на северном берегу Волги.
В Москве авиационные заводы №№ 1, 39, 24, 22, 32, 89, 305, 301, 20 и другие.
Примерно 60 процентов авиационной индустрии России в Москве.
Другие заводы:
№ 69 в Павшино[10] (21 км западнее Москвы ) (оптические приборы) – бывший завод № 19  - теперь 19 номер получил завод авиадвигателей в Перми.
Продукция: Телескопические трубы для оружия и различные оптические приборы. Раньше завод был в Подольске. Выпускал линзы для разных целей. Около 6-8 тысяч сотрудников.
Литейный оружейный завод в Ижевске № 181. Там же завод по производству мотоциклов для нужд красной армии «Иж», оружейный завод выпускает ружья, автоматы, пулеметы Дегтярева, ракетницы и т.д. У завода водохранилище 12х1,5 км крутит 3 водяных турбины для электростанции, снабжающей заводы электричеством.
Военные заводы в Туле выпускают сейчас исключительно автоматическое стрелковое оружие, пистолеты, пулеметы. Ружья не выпускают.
Производство пушек в основном сконцентрировано на Урале. Особенно надо отметить завод Мотовилиха в районе Перми.
Завод № 54[11] в Москве (у Семеновской заставы) выпускает исключительно твердосплавные металлы для различных оборонных заводов, такие как «Стеллит», «Победит» и тд.
Большой завод «Электросталь» восточнее Москвы выпускает в большом количестве нержавеющую сталь разных сортов – «ЭИ69», «ЭИ72».
В Горьком также завод орудий.
Эвакуация оборонных заводов производится в следующие местности:

  • Омск (Сибирь)

  • Новосибирск

  • Саратов

  • Казань

  • Ульяновск (бывший Симбирск на Волге)

  • Самара.

Эвакуируются заводы не целиком в одно место, а как например авиационный завод №20 – инструментальный цех уехал в Омск (Сибирь), Вентильное производство и производство колец поршней переехало в Самару на Волге.
Эвакуация по большому счету может оцениваться как практически невозможная и безрезультатная. Причины для этого:

  1. Очень ограниченный временной отрезок

  2. Отсутствие железнодорожных средств для этих целей.

  3. Транспортные пути перегружены и забиты

  4. Отсутствует возможность упаковать станки надлежащим образом и они перемещаются главным образом без какой-либо защиты от погодных условий что вредит их до полной непригодности.

  5. Сотрудники недовольны и практически везде задерживают отъезд. Они не хотят уезжать из Москвы и отправляться в неизвестность. Вера в Советскую власть и возможную победу улетучилась. Выплата зарплаты больше не функционирует

  6. Практически повсеместно в местах новой дислокации заводов специалисты отсутствуют.

  7. Места прибытия совершенно не готовы для приема станков, размещения и обеспечения рабочих.

  8. Большинство станков, отправленных в эвакуацию потерялось по дороге и в большом количестве никогда не доедут до мест назначения. Этим в общем с самого начала создание цехов обречено на провал

В настоящее время вся индустрия Москвы остановлена. Остановлены даже те заводы, вопрос об эвакуации, которых вообще никогда не стоял. Масса освободившихся рабочих бродит по городу и все что можно еще купить. Общее настроение движется к тому, что нет желания покидать Москву, потому что за границей Москвы стоит смерть от голода и холода. Беспартийный житель Москвы сказал:
«При царе мы воевали 3 года и у нас все равно был хлеб. Сейчас война идет 4 месяца, мы 20 лет к этой войне готовились, а она уже превратилась в настоящую катастрофу».
Никакой надежды на победу Красной армии. Совершенно никакого желания продолжать войну. Недовольство советским режимом в непартийных кругах очень велико. Уже повторяются открытые ругательства в адрес Сталина, Молотова, Щербакова и других большевистских лидеров. (НКВД) ГПУ загружено задачами организации вооруженного сопротивления немецким частям, и внутренний порядок или полицейская деятельность вообще заброшена. Открытые протесты предотвращаются в редчайших случаях. Милиция на дорогах Москвы не появляется. Много вооруженных гражданских частично обмундированных (так называемые «истребительные батальоны» куда людей собрали насильно). Задача: оборонительные уличные бои в городе. Основная масса этих людей полностью небоеспособна и думает только о том, чтобы сбежать. Масса состоит из беспартийных граждан, которые собраны и управляются на командных должностях членами партии. Призван 1922 год рождения и отправлен на обучение в тыловые районы. У очень многих членов комсомола, которые до сих пор участвовали во всех процессах сегодня обозначилось состояние безнадежности и отчаянья, а также сопротивление против участия в боевых действиях.
Ходят слухи, что весь город заминирован. Перед многими индустриальными заводами вырыли круглые ямы – 2м в диаметре и 2м глубиной, но они пока пусты.
Очень характерно следующее:
Оставленные по приказу в Москве высокие руководители оставили в Москве свои семьи, детей. Они не рискнули отправить их в эвакуацию в последнее время, поскольку там уже большой голод – как например в Рязани, Ярославле, районе Иваново. Непосредственно этим людям не нужно разрушение Москвы, они в этом заинтересованы меньше всего и в отношении минирования и подобных процессов также не проявляют рвения.
Особое большое значение сегодня имела бы максимально широкая листовочная пропаганда в Москве. Почти невозможно представить себе насколько народ готов воспринимать информацию, которую передают листовки. Этим путем можно создать беспорядки. В Москве осталось еще много евреев, которые также вошли в «истребительные батальоны». Они как раз могут подложить большую свинью. Евреи сейчас не те что были в 1918 году. Они не трусы и очень смелы в бою. Они составляют слой народа, который будет сопротивляться и готов все уничтожать, причем в большей степени, чем русские члены партии, которые частично совершенно безобидны. В вопросах минирования именно евреи сейчас на переднем крае.
По мнению Овсянникова есть смысл пойманных московских евреев использовать позже для разминирования Москвы, поскольку только они знают местонахождение заложенных мин.
Овсянников знаком с большим количеством московских заводских мастеров и различных специалистов и может, как уверенный противник Советов, после захвата заводов, помочь с набором сотрудников и в качестве специалиста по своему профилю сослужить хорошую службу Вермахту.




[1] Вероятно, это территория нынешнего ММЗ «Аванград» mmzavangard.ru
[2] Так в тексте, на самом деле это авиационный завод, который выпускал самолеты Ли-2 (DC-3).
[3] Тогда завод им Сергея Горбунова, ныне на этой территории находится ГКНПЦ им. М. В. Хруничева
[4] Здесь работало КБ С. В. Ильюшина, разработав в частности штурмовик Ил-2
[5] Завод гидроавтоматики переведен в Куйбышев (Самара)
[6] Переведен в Казань – завод «Радиоприбор»
[7] Завод авиационного вооружения ул. Правды, 8. Созданный до войны бронированный самолет-штурмовик Ил-2, полностью оснащался вооружением, которое устанавливалось на заводе №32. В октябре 1941 года переведен в Киров. Ныне «Вятское машиностроительное предприятие «АВИТЕК»
[8] Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова, ныне Ташкентский механический завод, который переориентирован на производство и ремонт железнодорожных вагонов
[9] так в тексте — в действительности 12 цилиндров
[10] Располагался на площадях, которое теперь занимает Красногорский механический завод (КМЗ) (выпускал в том числе фотоаппараты «Зенит»). Завод №69 переведен в Новосибирск, ныне Новосибирский приборостроительный завод.
[11] ? Может быть Московский Инструментальный Завод


Дальнейшая судьба Владимира Овсянникова была не менее удивительна и трагична. Уже 12 января 1942 года он арестовывается НКВД. Где и как это произошло можно пока только гадать. Январь, это время контрнаступления, когда овобождаются большие территории, на которых активно работает НКВД. Возможно, где-то здесь оказался и выпущенный на волю Овсянников. Впрочем, он мог оставаться в одном из Дулагов, которые также были освобождены в этот период. А дальше проверка, допросы и...

Овсянников Владимир Владимирович 1907 гр.

  • Обвинение: том, что, находясь в оккупации, сообщил немцам секретные данные о заводе, на котором работал

  • Осуждение: 30 августа 1942 г.

  • Осудивший орган: военным трибуналом войск НКВД Московского округа

Дата расстрела: 10 октября 1942 г.

Уроженец города Чусовой, в Москве проживал
Старопетровский пр-д., д. 4/106, кв. 34

В августе 1992 года реабилитирован Прокуратурой г. Москвы. Источник

Если кому-то известно чуть больше о Владимире Овсянникове - возможно, в Москве остались его родственники, напишите в комментариях или на почту gistorydotru@gmail.com
Мы же со своей стороны постраемся выяснить обстоятельства его путешествий через линию фронта.


promo gistory март 6, 2014 20:25 14
Buy for 1 000 tokens
Ищу родственников тех, кто строил оборонительные на московском направлении, а также любую информацию связанную с этим. Воспоминания, фотографии, газетные вырезки, все что может рассказать о событиях лета-осени 1941 года. Значительную долю строителей составляли москвичи, но вместе с ними работали…

  • 1
--"Уже 12 января 1941 года он арестовывается НКВД."

С датой что-то не так

Спасибо - это мой любимый 1941 год

Интересно за что реабилитировали, если есть прямые доказательства вины в виде протоколов допроса.

Ни в 1942, ни в 1992 годах этот допрос был неизвестен. Он был обнаружен в 2016 году, а переведен вот только сейчас.
И еще не факт, что это повлияло бы на процесс реабилитации, он тут скорее наговорил на 10 лет, но никак не на ВМН.

по Овсянникову больше вопросов, чем ответов.
1. немцы не привели его биографические данные, это странно, т.к. на допросе это обязательно фиксируется. Он был уже известен немцам?
2. он не зафиксирован как военнопленный, по ОБД он тоже не проходит ни по нашим, ни по немецким спискам. Т.е. он сбежал из Москвы в конце октября и сознательно подался к немцам? В общем то такие случаи известны.
3. каким образом он опять оказался на нашей стороне, если был арестован НКВД 12 января 42, а немцы допрашивали его в конце ноября, вероятно в ГА Центр в Смоленске?
4. откуда такие подробные сведения об авиапромышленности у старшего мастера авиазавода? Он же не наркомате работал.?! Получается, что он их собирал целенаправленно?


Edited at 2018-01-19 08:39 am (UTC)

последнее--да. Тоже самое подумал :)
Вообще из плена бывало отпускали..

Он что - сам на себя наговорил, что рассказал немцам сведения секретного характера?

пьяный гебон сигаретой в лицо потыкал, вот и признался.. Это же номерные заводы, там ффсе сИкретно.

>он мог оставаться в одном из Дулагов, которые также были освобождены в этот период.

Только один дулаг тут под вопросом - калужский. Калуга освобождена 30 декабря. Ближайший следующий - можайский (127). Можайск освобожден 19 января. Однако вряд ли Овсянников вообще попадал в плен. По всему перебежчик, затем курсант школы абвера, арестован при заброске в советский тыл. Вероятней всего, по-моему, перешел к врагу в конце октября - начале ноября 1941 г. в районе Кубинки, где сосредоточивалась масса эвакуированного с запада оборудования и оттуда эвакуировалась на восток. Немцам удалось осуществить там тогда стремительный прорыв.

Любопытно, что переход на немецкую сторону Овсянникова совпадает по времени и предположительному маршруту с головокружительным побегом из лагерей Андерса и переходом на немецкую сторону Леона Козловского

http://smolbattle.ru/threads/И-все-таки-Катынь.396/page-121#post-907760

Это любопытное наблюдение.

Подкину еще один странный случай - генерал фортификатор Падосек, который правда исчез позже 24 ноября где то в районе Серпухова
http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=8660690
Он пока не никак не проявлялся на немецкой стороне, хотя в одном неопубликованном мемуаре упоминается генерал фортификатор в Хаммельбуре - но это мог быть Карбышев.

С другой стороны в октябре и начале ноября фронт имел большие прорехи, через которые постоянно двигались группы в разных направлениях. Очень много групп выходило с запада (окруженцы). Можно предположить, что было движение и в обратную сторону, хотя надо было обладать "сокровенным знанием" чтобы находить такие проходы. Тем более что тылы КА неплохо охранялись.

Таким образом не исключено и существование некого немецкого канала провода отдельных лиц или групп. Но это не более чем предположения.

Похоже, уникальная вещь.

Спасибо.

Про его знания не удивительно. В ВПК рядовой инженер через три года работы знает всех смежников, а если он еще и контрольные функции выполняет - отвечат за рекламации, ездит в командировки и т.п. - думаю, должен знать и поболе.

Соглашусь, тем более, что о некоторых заводах он не сообщает точных данных. И кроме того знает только авиаторов.
№20 кажется был экспериментальный институт так что его контакты могли быть шире, чем просто у одного из смежников подрядчиков

Исх. № 18/6474 от 27 февраля 1942 г. т. Берия Л.
С началом Отечественной войны все части войск НКВД СССР, оказавшиеся в полосе военных действий, приняли непосредственное участие в боях вместе с Красной Армией.
...
За отчетный период результаты агентурно-оперативной работы разведывательных отделений таковы:
1. Выявлено, задержано и разоблачено шпионов, террористов и диверсантов по тылу Ленинградского фронта — 192 человека, Калининского — 32, Северо-Западного — 56, Западного — 89, Юго-Западного — 306, Южного — 326. Всего - 1001 человек.
Кроме того, по тылам фронтов Калининского, Западного и Ленинградского было передано особым отделам подозреваемых в шпионаже 248 человек.
Из имеющихся материалов видно, что германская разведка вербовку агентуры и засылку ее в тыл Красной Армии проводит в массовом масштабе. Агентура вербуется, главным образом, из числа военнопленных красноармейцев, отдельных неустойчивых командиров Красной Армии и местных жителей временно занятых противником районов советской территории, преимущественно из уголовного и антисоветского элемента.
Наиболее распространенными легендами, прикрывающими агентуру, засылаемую германской разведкой в тылы Красной Армии, являются:
для бывших военнослужащих Красной Армии — «выход из окружения», «бегство из плена», «отставание от части», «командировка по делам службы» и т.д.;
для гражданского населения - «розыск семьи и эвакуированных родственников», «побег с территории, занятой противником», «возвращение гонщиков эвакуированного скота», «нищие» и проч.
Помимо разведывания военных объектов, дислокации частей Красной Армии и вооружения германская разведка ставит своим агентам задачи диверсионно-террористического характера (убийство командиров и комиссаров, советского и партийного актива, организация диверсий на военных объектах) и ведение среди наших войск и населения пораженческой агитации, восхваление фашизма, распространение контрреволюционных листовок, склонение наших бойцов к дезертирству и переходу на сторону врага и проч.
...
Начальник войск НКВД СССР генерал-майор Аполлонов
Зам. начальника пограничных войск НКВД СССР генерал-майор Стаханов РГВА ф.38652 оп.1

http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=12120.msg454989#msg454989


Edited at 2018-01-21 12:26 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account