?

Log in

No account? Create an account
gistory, Gistory_ru

gistory


gistory

История с Географией


Previous Entry Share Next Entry
Москва сквозь века
gistory, Gistory_ru
gistory
В Москве уже стало традицией открывать музеи для бесплатного посещения в январские каникулы. По меньшей мере это касается всех московских музеев, но в их число входят и некоторые федеральные. В том числе Третьяковская галерея, в которую из-за этого стоит огромная очередь в несколько сот метров. На самом деле нет, бесплатное посщение только по средам.

Впрочем, это касается основной экспозиции, а вот в выставочный «Инженерный корпус» очереди нет, а посмотреть там есть что. Я дополнительно воспользовался любезным приглашением lugerovski посетить «кураторскую экскурсию» по выставке «Москва сквозь века». Она идет с сентября и закроется 21 января, так что время посетить ее еще есть.

Пошел я на нее главным образом из-за любопытства – посмотреть, на неизвестные мне московские виды и поразгадывать шарады на тему – где эта улица и где этот дом.

Выставку собрала Маргарита Чижмак, которая весьма увлекательно о ней рассказывала. Надо отметить. Что Маргарита является специалистом по живописи 18-19 веков, что, однако не помешало ей подобрать отличные картины по уже «прошлому» 20 веку.
Выставка открывается рядом древних икон, сюжет которых, правда, нельзя признать 100% московским, но точно московской является деревянная скульптура Святого Георгия. Пусть у него нет ни копья, ни змия – артефакт весьма занятный.


Дальше начинаются многочисленные изображения видов Кремля и из Кремля, последние точно интереснее – потому, что дают представление о том, как выглядел город в те (разные) времена. Художники очень редко что-то выдумывают или смешивают части разных пейзажей – обычно что он увидел, то и переносит на холст, разве что играя перспективой.
В этом зале я вспомнил, что однажды обращался за консультацией к Третьяковке и кажется ответ мне давала как раз Маргарита Чизмак. В facebook возник спор о местах, изображенных на картине Саврасова «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду». Т.е. месте где стоял мольберт художника. Некоторые утверждали, что на картине изображен сам Крымский мост, а название ошибочно. Третьяковка подтвердила, что название оригинальное от самого Саврасова. В остальном, спор шел о числе пролетов старого Большого Каменного моста и изгибах Москва-реки. Помнится, я реконструировал в Google Earth панораму, которая как раз четко попала в изгибы русла – даже каменные набережные не сильно изменили его очертания.
На мой взгляд в этом зале есть три однозначных хита.
Первое, это, конечно «Московский дворик» Поленова. Штука в том, что буквально за углом от него висит куда менее известный «Бабушкин сад» также написанный Поленовым, в том же 1878 году. Это фактически продолжение «Московского дворика» - ведь расположен сад, за забором который изображен в левой части картины, да и дом той бабушки торцом выглядывает на «дворик».




Открытием выставки стала картина Светославского на которой изображен вид на «каретный гараж». Вероятно извозчики оставили свои экипажи на зиму и пересели на сани. Эта картина была без особого восторга встречена современниками, которые не увидели в ней ничего примечательного. На фоне храма – предположительно Воскресения Христова в Кадашах (т.е. рядом с Третьяковкой), несколько припаркованных карет извозчиков, лошаденка, худые сараи, коричневатая лужа, буквально выливающаяся на зрителя, стайка птиц… Все это для современников было банальным и не очень приятным настоящим. А вот для нас – замечательное свидетельство эпохи.


Источник: Facebook Михаила Коробоко
Нашелся еще один вариант картины с другим распложением птичек и карет - все ее эскизы и варианты в собрании Третьяковки.



Третий хит – это московские толкучки Евграфа Семеновича Сорокина и Маковского. У Маковского, как пояснила Маргарита Чижмак, это по сути были этюды к некой большой картине, которая была выставлена лишь однажды, а после исчезла (возможно я что-то путаю и автором пропавшей картины был Маковский). Некоторые места хорошо узнаваемы – несмотря на то, что Китайгородская стена, вдоль рядом с которой располагались торговцы, давно снесена. По мне, толкучки 19 века мало отличались от толкучек конца 90х века 20го, хотя примерно такой вид можно наблюдать в Верее по выходным. Даже огромный «стенд» с иконами мне до боли показался знакомым и отлично вписывающимся в панораму Рижского рынка 1988 года. Но все это, вместе с трактиром Кустодиева уже была уходящая натура, на смену которой шла революция и новая советская действительность.


Сорокин


Маковский. Источник: Facebook Михаила Коробоко


Кустодиев. Московский трактир. 1916 год.
Московские извозчики пьют чай.

Живопись советского периода находится отдельно. Здесь несомненным хитом является «Новая Москва» Пименова. Кстати, об этой картине, как и о «Московском дворике» был выпущен небольшой альбом (цена 300 руб), который продается на первом этаже Инженерного корпуса. Там же продается и каталог выставки (550 руб). Не все знают, что во время подготовки выставки параллельно проводится большая научная работа, результаты которой, к сожалению, не всегда публикуются. Часть открытий, сделанных в ходе этой научной работы, нашли свое отражение в каталоге. (Зря я пожадничал и не купил).
В процессе изучения картин была сделана их привязка к московским улицам. Не во всех случаях это удалось. Есть по меньшей мере две картины привязка которых вызывает споры.
Это первый.

Источник: Facebook Михаила Коробоко

Вторая, это «Утро индустриальной Москвы» Юона. С одной стороны – вроде бы понятно, что на ней изображен район нынешнего БЦ «Арма», но каких-то зданий не хватает, какие-то являются лишними.


Бонусом можно посмотреть отличную выставку скульптора Николая Андреева – автора памятника Гоголю, который был установлен на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре в 1909 году, а в 1952 году был замене на более парадный. Памятник Андреева был воспринят современниками плохо, да и при советской власти мрачный Гоголь оказался не к месту. Мне казалось, что и автор памятника такой же мрачный и нелюдимый. А вот и нет – чумовые керамические портреты, скульптурные шаржи и сюжеты на античные темы, в духе Серебряного века. Среди экспонатов специальное меню ресторана Прага по случаю закладки памятника Гоголю и фотографии деревянного макета, который примеряли на бульваре. Это надо видеть!


Posts from This Journal by “Москва” Tag

  • Очередной снаряд на ул. Демьяна Бедного

    «Ржавый боеприпас обнаружен при рытье котлована на улице Демьяна Бедного рядом с поликлиникой № 94. На место ЧП прибыли сотрудники полиции,…

  • Застройка Проспекта Мира

    Известия 6 июня 1941 года.

  • Призыв в школы ФЗО

    Известия. 6 июня 1941 года. В 1940-1953 годах молодежь на обучение в школы ФЗО направлялась в порядке призыва (мобилизации). Она регулировалась…

  • У - Убыток или конец КИМ-10

    Списать в убыток по автозаводам им. Сталина и им. Молотова затраты по аннулированию заказов, связанных с производством кузовов для автомобиля КИМ-10…

  • Веер возможностей. Архитектурные альтернативы Ленинки

    Оригинал взят у leninka_ru в Веер возможностей. Архитектурные альтернативы Ленинки Только, пожалуйста, не надо запускать новый виток…

  • Новый вход в Метро-2 или байки из интернета...

    Любопытный пост в трех частях о некой даче на краю Измайловского парка. Народная молва приписывала ей принадлежность то Чуйкову, то коменданту…

  • Москва 80х

    В Фейсбуке выложены 4 альбома Москвы 80х годов. Парктически все фотографии не атрибутированы, и признаюсь, моих познаний не хватает, чтобы сразу…

  • Торговцы у Храма

    Этот вид с Храма Христа Спасителя снятый в 1927 году, показывает первозданный вид площади. Торцы выходящих на площадт улиц плотно застроены. Даже…

  • Торговля у метро Арбатская

    Сейчас у метро Арбатская ничего не осталось. Площадь перед выходом стерелизовали. Посмотрим, как дело обстояло в прошлом. 1958-1960 года.…


promo gistory march 6, 2014 20:25 14
Buy for 1 000 tokens
Ищу родственников тех, кто строил оборонительные на московском направлении, а также любую информацию связанную с этим. Воспоминания, фотографии, газетные вырезки, все что может рассказать о событиях лета-осени 1941 года. Значительную долю строителей составляли москвичи, но вместе с ними работали…

  • 1
В Верее Аниськин закрыл рынок на площади, переместив его во двор бывшей автоколонны. А жаль, возле рядов он смотрелся живописнее.

https://i.mycdn.me/image?id=590357375725&t=3&plc=WEB&tkn=*4qioeNfG2HtA2NofNumXsNsFJ5A

Не знал, я там был пару лет назад.

Я родом из тех мест. На старом фото площади ещё чайная между горсоветом и бывшей гостиницей. В чайной мой прадед работал у своего старшего брата, а жили в здании, которое позже сделали гостиницей. Сейчас к нему третий этаж надстроили.

Я раз-два в год бываю в одной деревеньке на Протве, где ключи.

Может быть будет интересно про Верею

http://gistory.livejournal.com/173261.html


Я за этот пост с вами и подружился. :-)

Третьяковка всегда плевала на эти московские музейные традиции.У нее своя жизнь и свои законы! Просто в среду у нее бесплатный день и это совпала с нашей экскурсией, а вчера в четверг не совпало!

Спасибо за уточнение!

  • 1