?

Log in

No account? Create an account
gistory, Gistory_ru

gistory


gistory

История с Географией


Previous Entry Share Next Entry
Три дня под Дорогобужем
gistory, Gistory_ru
gistory
Об планах derzweite я знал и в успех предприятия не верил. Не верил и в то, что группы холмов, которые мы нашли на карте, это бетон и камень образца 1941 года.Однако, я ошибся. Чему очень рад

Оригинал взят у derzweite в Три дня под Дорогобужем
На этот очередной одиночный поход, в конечном итоге, меня сподвигло недавнее знакомство с камрадом Gistory. Просмотрев материалы его ЖЖ я сразу понял, что наши пути, связанные с разноплановыми поисковыми делами, очень параллельны. На всякий случай поясняю. Камрад Gistory занимается серьёзным изучением з-й линии оборонительных сооружений, которые преграждали вермахту путь к Москве в 1941 году (две остальные оборонительные линии исторически известны куда более широко: это т.н. "Линия Сталина", построенная в начале 30-х годов прошлого века вдоль опять же т.н. "старой" советской границы и "Линия Молотова" - линия укрепрайонов, строившихся перед войной вдоль новых границ СССР).
Сидеть сиднем дома или в своих «завидовских поместьях» в новогодние праздники не планировалось и, буквально накануне новогодних каникул 2013-го, я начал обдумывать свой очередной очень одиночный маршрутный план. Оценив затраты на проезд и проживание было принято бесповоротное решение – «Подлежит беглому осмотру северный сектор Спас-Дёменского укрепрайона в окрестностях города Дорогобуж, что расположен на старой смоленской дороге» (кстати, основного стратегического направления армии Наполеона I Бонапарта в Отечественную войну 1812 года).

*Справка. Третья линия оборонительных сооружений состояла из Ржевского, Вяземского, Спас-Дёменского и Брянского укрепрайонов.
Долго-ли кротко-ли, но уже 29 декабря 2012 года все необходимые билеты были приобретены, а гостиницы забронированы. Более того, удалось договориться об автотранспортной поддержке, в результате чего я стал напоминать себе некое подобие мотомеханизированного соединения.
Итак, ранним утром 03 января 2013 года, в 03-30 утра ровно, мои "Гарсинги" (это ботинки так называются) вспороли своими рифлёными протекторами снежный покров Дорогобужских дорог. Добравшись при помощи верного нафигатора системы Garmin eTrex Legend CHx до трактира "Адмирал Бенбоу" - тьфу ты - гостиничного комплекса "У Михалыча", я поспал несколько часов и уже к полудню в полном снаряжении был готов к выполнению поставленных задач.
*Очередная справка. В состав снаряжения были включены: два нафигатора (автонафигатор TreeLogic имел способность поддерживать карты под OziExplorer, по которым я и ориентировался на местности, а Garmin проводил полную запись трека и на нём же отмечались координаты найденных объектов), копаная в наших заповедных завидовских лесах малая пехотная лопатка (ветеран контрнаступления советских войск под Москвой 06.12.41), реплика немецкого штыка (колбаску-огурчики порезать) плюс германоспецназовский ножик в ножнах от советского штык-ножа к АК, фотокамера Olympus Е-20P (куда ж без неё - везде она со мною, родимая. Не в одном лесном болоте искупаться довелось). Дополнительно шёл литр стаута (пиво такое чернющее, предпочитаю английский Double Stout из пивоварни города Hook Northon), фляга с кубинским ромом, пара кубинских же сигар (с необходиыми для розжига сигары аксессуарами) и три батончика Mars (чертовски хорошо дают энергетический эффект при совместном употреблении со стаутом). Дополнительно имел с собой нетбук с "залитыми" в него всеми картами. Неслось и крепилось всё это добро на отечественную УМБТС (универсальная модульная боевая транспортная система). На правом плече плотно зафиксировался чехол с вражьеНАТОвскими противоосколочными очками (на всякий «пожарный»).

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ВТОРАЯ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ СПАС-ДЁМЕНСКОГО УР-а.
Внимательно изучив материалы, связанные с состоянием укрепрайона в сентябре месяце 1941-го, были определены места пролегания его второй линии оборонительных сооружений. Поскольку места эти были крайне отдалены от точки моего базирования (гостиничный комплекс «У Михалыча»), именно их и решено было осмотреть в первую очередь, "со свежими силами" (как нетрудно догадаться, всё интересное для изучения пролегало в лесах, полях да болотах и при этом в неслабом удалении от сколь-нибудь пригодных проезжих дорог). Да к тому же ещё и связь мобильная отсутствовала напрочь, то есть все сотовые операторы «положили» на этот район.
В итоге, за день было проехано и пройдено (пеший поход длился 6 часов) 70.3 км. Обнаружены в лесах: рвы противотанковые, прикрывающие их пара пулемётных ДЗОТ-ов (разумеется, остатки), пара орудийных ДЗОТ-ов (там кое-где брёвна сгнили ещё не до конца), разветвлённые линии окопов, прикрывавшие ДЗОТы с флангов и тыла, а также захоронения советских бойцов, павших при освобождении Дорогобужского района в 1943 году. Помимо этого был обнаружен немецкий ОП с парой миномётных позиций и несколькими пулемётными ячейками. Самое интересное – два раза искупался в болотце (ну, это уже ежегодная традиция: или в лесную речку под лёд провалюсь, или в болото эдак немного по пояс).
Фото прилагаются:

Посмотреть на Яндекс.Фотках
1.(пулемётный ДЗОТ в лесу. Вид с боку)


Посмотреть на Яндекс.Фотках
2.(орудийный ДЗОТ. Вид с тыльной стороны под 45 град.)


Посмотреть на Яндекс.Фотках
3.(ров. Противотанковый.)


Посмотреть на Яндекс.Фотках
4.(вид на долину. Виден ещё один, примыкающий противотанковый ров. Где-то там, согласно карт, должно находиться ещё много разных фортификационных сооружений.)


Посмотреть на Яндекс.Фотках
5.(вид с остатков орудийного ДЗОТ-а, простреливавшего примыкающий ров.)


Посмотреть на Яндекс.Фотках
6.(типичный пейзаж тех мест.)


Посмотреть на Яндекс.Фотках
7.(пробитая осколком советская каска СШ-40 на безымянной братской могиле. Там мы выпили в память безвестных героев)

ДЕНЬ ВТОРОЙ. ПЕРВАЯ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ СПАС-ДЁМЕНСКОГО УР-а. ПОИСКИ ПРОТИВОТАНКОВОГО РВА.
Во второй день проехались в Ельнинский район с целью дойти до отмеченного на картах тамошнего противотанкового рва и изучить прикрывающие его укрепления (ежели таковые, конечно, сыщутся). В итоге до рва по снегам дошёл, но времени изучать его уже не было, т.к. надо было возвращаться в точку эвакуации (ибо до базы оттуда ещё километров 30 с лишкОм было, и желания топать их ногами или ловить попутки не было). По пути, правда, обнаружил остатки нескольких деревень и один орудийный ДЗОТ, смотрящий в сторону рва, но на порядочном (около километра) от него удалении.
Фото прилагаются:

Посмотреть на Яндекс.Фотках
1.(Самое начало пути. Крест над неизвестной могилой у подножия небольшой берёзки…)


Посмотреть на Яндекс.Фотках
2.(остатки моста над безымянной речкой. Что удивительно, под настилом были обнаружены раскуроченные бетонные основания.)


Посмотреть на Яндекс.Фотках
3.(пейзаж)


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках
4.(кирпичные руины безымянной деревни)


Посмотреть на Яндекс.Фотках
5.(остатки деятельности поискового отряда «Приказ 227». Раскопанный окоп расположен фронтом в сторону противотанкового рва)


Посмотреть на Яндекс.Фотках
6.(рядом с этим деревом, по обе стороны от него, были обнаружены две явно пулемётные ячейки, которые прикрывали фланг окопа с предыдущей фотографии. Знаете, что напомнило мне это дерево? Известную фотографию «Политрук»)


Посмотреть на Яндекс.Фотках
7.(вид на сектор обстрела из остатков ДЗОТа, располагавшегося неподалёку от дерева, на склоне реки и фланкирующего огнём дорогу в наши тылы)


Посмотреть на Яндекс.Фотках
8.(ров там, слева от ноги и сигары. Устал, вот и присел малость передохнуть под дубом)


Посмотреть на Яндекс.Фотках
9.(Дуб. А вот там, дальше, за ним и ров. Фото малость положено ) )

Немного фотографий останков деревень Ельнинского района:

Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках
(безымянный крест, фотография которого открыла фотоотчёт второго дня, расположен очень недалеко от этого дома… Не более пятидесяти метров.)

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ПЕРВАЯ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ СПАС-ДЁМЕНСКОГО УР-а. ДОРОГОБУЖСКИЙ УЧАСТОК. ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ ФОРТИФИКАЦИОННЫЕ СООРУЖЕНИЯ.
Самое интересное, а именно изучение остатков бетонных фортификационных сооружений, было оставлено на третий, завершающий день. За два дня пеших прогулок ноги малость подустали от хождений по снежной целине и поэтому в день третий было принято решение: пару-тройку сотен метров от машины максимум – и всё! Остальное когда-нибудь потом!
В целом, в соответствии с изученными документами, долговременные огневые сооружения бетоноподобного типа должны были находиться неподалёку от точки базирования. В районе слияния рек Днепра и Ужи. Так оно и оказалось в действительности. Всего в третий день было изучено… Шесть точек: две из них оказались орудийными капонирами русской артиллерии 1812 года, прикрывавших старую смоленскую дорогу косоприцельным огнём. Четыре же остальных носили явный характер бетонирования. О них подробнее.

Номер первый.
Орудийный капонир, явно под орудие противотанковой обороны калибром миллиметров в 76. Строился, как я понял, просто: двойной сруб (брёвна диаметром 100 -150 мм), промеж него заливался бетон (видимо, не совсем высокого качества), для дополнительной прочности прокладывалось немного армирущего материала. Потолок быд также бревенчатый (брёвна диаметром около 200 мм). Поверх брёвен клалась либо фанера, либо листовая жесть, потом укладывались ещё три или четыре венца брёвен aka опалубка и крыша заливалось бетоном. Ну и арматуры немного также закладывалось. Капонир должен был встретить движущегося по дороге противника косоприцельным огнём, град. под 45.

Фронтальная стенка:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Обзор со стороны входа:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Виды внутреннего интерьера:

Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Виды на сектор обстрела изнутри:

Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Ещё один вид со стороны фронтальной стенки:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вид сбоку:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

А русские орудия 1812-го года встречали наполеоновские полки из этих полевых укрепений:

Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

(как «засадят» картечью из засады, поди. Мало не покажется, особенно если учесть что их там по полюшку штуки четыре доныне сохранилось. А уж сколько таких капониров могло быть там в 1812-м...)

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Номер второй.
Двухамбразурный. Орудийно-пулемётный. Орудийная амбразура располагалась к дроге под прямым углом, пулемётная же амбразура смотрела на дорогу где-то градусов под 45 в направлении тыла.

Общий вид сооружения. Слева амбразура пулемётная, справа – орудийная:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Орудийная составляющая:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Фрагмент орудийной амбразуры. Чуть поодаль можно определить пулемётную амбразуру. Дальняя стенка порушена и, скорее всего, бетон раскрошился с течением времени, благодаря своему качеству и погодно-климатическим условиям местности:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Фрагмент угла. Слева – пулемётная амбразура:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Пулемётная амбразура. Вид изнутри:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вид на сектор обстрела из пулемётной амбразуры:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Пулемётная амбразура снаружи:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

…и чуть ближе:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вход в укрепление. Вид с тыла. Хорошо видны пулемётная (справа) и орудийная (слева) амбразуры. Кстати, ко входу ведут сразу две траншеи: справа поуже, а слева (откуда сделано фото) - пошире. Можно сделать вывод, что в укреплении помимо пулемёта находилось орудие калибром в 45 мм:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Бетонные стены потихоньку рушатся от течения времени, и рано или поздно крыша «завалится» аккурат на вход:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Номер третий.
Духамбразурный. Пулемётный. Одна из амбразур (№1) фланкировала дорогу, вторая (№2) простреливала местность за рекой Ужа:
Вид со стороны фронта (амбразура №2):

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Амбразура №2 снаружи:

Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Та же №2 изнутри:

Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Амбразура №1:

Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

То же самое, внутренний вид:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Ещё немного внутренних интерьеров:

Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках
(справа - входной проём)

Вид с тыльной части сооружения. Над входом имеется козырёк:

Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Про толщину внешних стен «сруба»:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

..И пара торчащих из бетона скоб (такая вот нехитрая арматура):

Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Номер четвёртый.
Орудийный полукапонир. Под калибр миллиметров в 76, не меньше. Я почему-то назвал его «ДОТ Утёс» или «Писец Гудериану». Амбразура смотрела практически чётко в спины наступающим врагам, и была способна держать под огнём единственный в тех местах мост через р. Ужа и прилегающие к нему окрестности. Другими словами, «Номер первый» встречал переправившуюся по мосту колонну, «Номер второй» вносил в её ряды сумятицу, «Номер третий» не давал пехоте переправиться через речку (танкам и прочей технике в долине реки Ужа было переправляться не с руки, ибо природа сама выстроила на её правом берегу естественные эскарпы, которые дополнительно были усилены рукотворно), а «Номер четвёртый» запирал колонну и методично обрабатывал супостата с тылу.

Вид со стороны фронтальной стенки в наши дни:

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Амбразура снаружи:

Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Внутренний интерьер:

Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Сколы неясного происхождения на потолке:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вот так выглядит вход. Вид, само-собой, изнутри:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вид из амбразуры на сектор обстрела:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

«На крыше мира» (панорама окрестностей с крыши ДОТ-а):

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Сигара Jose El Piedra Petit Cazadores (куда ж без неё в поездке ДОТ-трофи! )) ) в небольшой выбоине амбразуры "Утёса":

Посмотреть на Яндекс.Фотках

В итоге, мысль такая: надо съездить в эти края ещё разок, но уже в отсутствии снега и предварительно ещё раз хорошо изучив картографические материалы. Местные жители очень рекомендуют для этого дела (прогулки вдоль всяких линий и пр.) конец сентября или начало октября месяца. Плюс там можно наметить маршрут по изучению стыка Спас-Дёменского УР-а с южной оконечностю Вяземского УР-а (там вдоль речушки Днiпро тоже много чего насооружено было..)

P.s. Покидал гостеприимный город Дорогобуж, так же как и прибыл в него, в полной темноте, но уже ночью:


promo gistory март 6, 2014 20:25 14
Buy for 1 000 tokens
Ищу родственников тех, кто строил оборонительные на московском направлении, а также любую информацию связанную с этим. Воспоминания, фотографии, газетные вырезки, все что может рассказать о событиях лета-осени 1941 года. Значительную долю строителей составляли москвичи, но вместе с ними работали…

  • 1
Это называется крыло или
"ОРИЛЬОН (=ушко). Закругленный выступ, удлиняющий фас бастиона и позволяющий вести стрельбу вдоль его фланка."

Крыло прикрывает амбразуру со стороны фронта. Это осложняет наступающим и засечь место откуда стреляют и вообще попасть в амбразуру. Зато они сами попадают под огонь во фланг. "ДОТ с крылом" как правило называют полукапониром, капониром он был бы если бу у него было два крыла - такие ДОТы были на Маннергейма например

Правда по 76 мм орудия, как правило встречаются все же ДОТы фронтального огня без крыльев.



Более часто встречаются пулеметные полукапониры. Там как раз по линии фотографирования метров через 300 ров = фронт. Естесвенно внешняя часть крыла тоже прикрыта огнем, иногда встречается что сектор стрельбы другого ППК как раз упирается в крыло.


Их есть там ещё ;)

Уже где-то 6 или 7 февраля 2013-го, ровно через месяц, выяснилось, что бетон и камень 41-го обнаружен далеко не весь. В день первый недоехали до линии ДОТ километров 5 (значительно уйдя в сторону), а в день третий не дошли (правильнее говоря, не доехали) до 5-го ДОТ-а.
Так что Дорогобужская история не окончена и ждёт своего продолжения.
(полагаю, что повторный заезд свершится когда расает снег)

  • 1