Начнем издалека, с 12 октября 1941 года. А, впрочем, для начала упомянем еще более ранние события, произошедшие в с 24 по 28 сентября 1941 в Киеве, когда в городе начали взрываться заранее заложенные мины. Не буду описывать эти события, я не владею в полной мере фактурой, но уверен, что в ближайшие дни о них обязательно напомнят и многим как-то придется определяться - гордиться этим взрывами или их отрицать.
В конце сентября, начале октября началась операция "Тайфун", первый этап которой развивался более чем успешно, в результате чего на горизонте замаячила столица СССР - Москва. Хотя в советской и российской литературе очень часто утверждается, что Гитлер спал и видел, как он пройдет по Красной площади, поднимется на мавзолей и будет на нем принимать парад войск в парадных наглаженных мундирах, в реальности у фюрера были совсем иные планы. Москва ему не была нужна как город. Гитлеру нужна была пустыня на ее месте. Это кажется нелогичным и странным, но таковы уж были его фантазии. Уже в августе во время приезда в Борисов он высказывал идеи о затоплении Москвы. Справедливости надо сказать, что информация о затоплении исходит из одного источника: книги Фабиана фон Шлабрендорфа 1946 года издания. Шлабрендорф был среди заговорщиков, которые пытались убить Гитлера, но чудесным образом избежал виселицы, убедив суд что он ничего не знал.
Видимо позже идею с затоплением просчитали и "урезали осетра" - решив обойтись более дешевым вариантом - разрушить все артиллерией.
В Москве же о планах Гитлера не подозревали и были уверены, что он обязательно приедет осмотреть захваченный город, отслужит молебен в Елоховском соборе и примет парад "экзальтированных юнцов" на Красной площади. В соответствии с этой "дебютной идеей" Москву стали минировать. Процесс пошел 8-9 октября, причем у работам иной раз привлекались даже работники заводов, естественно под подписку о неразглашении. Скорее всего "каким-то образом" эти приготовления стали известны в Берлине: минирование по большому счету было секретом Полишинеля. Результатом стало следующее "Указание о порядке захвата Москвы и обращении с ее населением":
«Фюрер вновь решил, что капитуляция Москвы не должна быть принята, даже если она будет предложена противником. Моральное обоснование этого мероприятия совершенно ясно в глазах всего мира. Так же, как и в Киеве, для наших войск могут возникнуть чрезвычайные опасности от мин замедленного действия. Поэтому необходимо считаться в еще большей степени с аналогичным положением в Москве и Ленинграде. То, что Ленинград заминирован и будет защищаться до последнего бойца, объявлено по русскому радио.
Необходимо иметь в виду серьезную опасность эпидемий. Поэтому ни один немецкий солдат не должен вступать в эти города. Всякий, кто попытается оставить город и пройти через наши позиции, должен быть обстрелян и отогнан обратно. Небольшие незакрытые проходы, предоставляющие возможность для массового ухода населения во внутреннюю Россию, можно лишь приветствовать. И для других городов должно действовать правило, что до захвата их следует громить артиллерийским обстрелом и воздушными налетами, а население обращать в бегство.
Совершенно безответственным было бы рисковать жизнью немецких солдат для спасения русских городов от пожаров или кормить их население за счет Германии.
Чем больше населения советских городов устремится во внутреннюю Россию, тем сильнее увеличится хаос в России и тем легче будет управлять оккупированными восточными районами и использовать их.
Это указание фюрера должно быть доведено до сведения всех командиров
Дополнение главного командования сухопутных сил:
Следует как можно скорее отрезать город от коммуникаций, связывающих его с внешним миром.
Дальнейшие указания будут отданы позже» .
Главное командование сухопутных сил.
Генеральный штаб.
Оперативный отдел,
№ 1571/41.
Сов. секретно.
Только для командования.
В дивизии поступило конкретно указание, что "войска не должны вступать в центр города Москвы. Границей для наступления и разведки является окружная железная дорога". Чтобы было понятно - в 1941 году это была граница Москвы, ну а ныне, это так называемое Московское Центральное Кольцо.
Итак, из этого следует, что вермахт не планировал входить в Москву и ввязываться в уличные бои. Город был ему не нужен. Главная цель оставалась прежней - AA-Linie - линия Архангельск - Астрахань.
В достижении этой линии, ликвидация Москвы играла очень важную роль - уничтожался крупнейший железнодорожный узел, мощнейший промышленный район, европейская часть СССР распадалась на две части. В этом случае участь Ленинграда и всего севера была бы предрешена. Юг продержался бы не многим дольше, скорее всего за счет помощи Великобритании, которая бы постаралась не допустить Гитлера к Бакинской нефти.
Замысел германского командования стал ясен оперативному отделу Западного фронта в начале ноября 1941 года. Вот как об этом написано в Оперативном обзоре действий войск ЗФ за 1941 год:

Это перерисованная схема, а вот оригинал от 5 ноября.

Хорошо видно, что главная цель германского наступления состоит в окружении Москвы большим и малым кольцами. Большое кольцо должно охватить Москву по линии Клин, Дмитров, Александров - Орехово-Зуево. К последнему должен подойти клин и со стороны юга.
Если в общих чертах план немецкого наступления был угадан, то в конкретике синие стрелки пошли несколько иначе. Отчасти это было связно с упорной обороной и контратаками советских войск на отдельных участках фронта. Вместо наступления на Серпухов пришлось забирать южнее в обход Тулы. Впрочем, Тула это был уже соседний Брянский фронт.
Посмотрим на самую северную стрелку, ее удар направлен от Волоколамска на Клин и Дмитров, а не на Волоколамское шоссе. На Волоколамское шоссе должна выйти 10 тд, застрявшая под Скирманово.
Потому логичным становятся упреждающий удар в районе Скирманово, который имел некоторый успех и планируется удар на Волоколамск, который запоздал на несколько часов.
При этом Волоколамская группировка противника бьет не прямым ударом, а снизу вверх вспарывая оборону 316 сд, Кремлевских курсантов и 126 сд. Удар шел с юга на северо-восток, отбрасывая на восток остатки 1075 полка 316 сд. Разъезд Дубосеково был пройден мимо и даже не замечен. Главная цель момента Клин, а дальше на Дмитров в обход Москвы.
Journal information