gistory, Gistory_ru

gistory


gistory

История с Географией


Previous Entry Share Next Entry
Траволта в Литературке'79
gistory, Gistory_ru
gistory
Смотрел сегодна по Netflix "Бриолин" и вспомнил, что кажется, читал про Траволту статью в далеком школьном детстве. Помню, что статья была в "Литературной газете", забрался в ее архив - вдруг найдется. И точно нашлась. В те годы его имя мне ровным счетом ничего не говорило - фильмов с ним не показывали, а музыка доходила с гигантским лагом в месяцы, а то и годы. А запомнилась мне статья концовкой про самолетики и то, какой герой статьи неудачник. Неудачником я его не считал - возможность клеить самолетики казалась мне весьма большой жизненной удачей.

Статья сам по себе памятник эпохе. Кроме того, читая ее между строк, можно было почерпнуть массу интересной информации о "Западе". Потому я и любил читать "Литературную газету". Статья под катом, я снабдил ее некоторыми ссылками из Wikipedia, IMDB и тп, в 1979 году о таком невозможно было и мечтать. Ссылки открываются в новом окне.

travolta.jpg

Обложка журнала "Тайм", которая, вероятно, и стала толчком для написания статьи. Интересно, что автор ссылается также и на "полупорнографический журнал "Плейбой", как раз в этом время он работал над обличительным памфлетом "Король безнравственности" про Хью Хефнера и империю Playboy и имел свободный доступ к этому запрещенному в СССР изданию.

Я. Боровой «Танцуете, не размышляйте, будьте хорошими!»

Года назад респектабельный американский журнал «Таймс» вынес на обложку фотографию улыбающегося юноши в вихре танца. Фотографию сопровождала лаконичная, но броская подпись: «Лихорадка Траволты». И действительно, и тот момент значительную часть молодежи капиталистического мира в очередной раз охватила лихорадка идолопоклонства. Юноши и девушки копировали походку, одежду, манеры новой «звезды». В многочисленных дискотеках, где мощность звука временами превышает 120 децибелов (больше, чем от «Боинга» при взлете), поклонники и поклонницы Джона Траволты — каждый сам по себе — танцевали в белых тройках или черных куртках под моду 1950 годов.

Шестиметровые фанерные фигуры Траволты и его напарницы по успеху Оливии Ньютон - Джон лихо отплясывали на козырьках кинотеатров [подразумевается фильм «Бриолин]. На улицах западных городов с успехом раскупались пустые бутылочки с дыханием «кумира». Кто же он таков, человек, ставший одним из «сексуальных символов 1978 года» («авторитетное» мнение полупорнографического журнала «Плейбой»)? 25 летний Траволта родился в маленьком городив Инглвуде (штат Нью-Джерси). Его отец — выходец из семьи неаполитанских эмигрантов. Мать, ирландка по происхождению. — скромная актриса. Младший сын (кроме него в семье еще пять братьев) с девяти лет принимал участие в театральных постановках, в шестнадцатилетнем возрасте Джон бросил школу. О дальнейшем он рассказывал так: «Я решил, что у меня уже достаточна сил для того, чтобы справиться с профессионалами. И отправился на завоевание Нью Йорка».
Но крупнейший город Соединенных Штатов никак не спешил открыть свои объятия юному «завоевателю». Судьба безжалостно бросала его на массовки, заставляла униженно исполнять маленькие роли. Первым шажком в восхождении на престол славы явилась для Траволты роль Винни Барбарино в одной из популярных телесерий [Welcome Back, Kotter]. За этой ролью в 1976 году последовал контракт на участие в теленовелле «Мальчик в целлулоидном шаре». Во время съемок он знакомится с довольно известной актрисой 40-летней Дианой Хайланд, игравшей в фильме роль матери героя; она-то и взяла шефство над «мальчиком», введя юного Траволту в круг заправил американского кино и телевидения.

И тут произошло «настоящее, прямо как о кино, чудо»: австралийский кинопродюсер и финансовый магнат Роберт Стигвуд, — по определению журнала «Ньюсуик», «эклектичный импресарио», берущийся за все, что может принести деньги. — узрел в Траволте новую «звезду». В то время Стигвуд упорно искал исполнителя главной роли для фильма «Субботняя лихорадка». Требовался мало известный широкой публике актер, который умел бы в одинаковой степени хорошо петь н танцевать. И вот кандидатура Траволты показалась дельцу подходящей... Альянс неизвестного до тех пор актера импресарио оказался на редкость удачным. Траволта не может нахвалиться Стигвудом: «Он хорошо относится к актерам и щедро оплачивает их труд Стигвуд дает им возможность работать так, как они хотят. Он обладает даром провидца и сумел предсказать мой успех...» Не оказался в накладе и австралийский богач, о котором газетный магнат Руперт Мэрдок (тоже выходец из Австралии) без ложной скромности как-то сказал: «С деньгами этого человека и моими газетами мы могли бы завоевать весь мир». По кассовому сбору за 1978 год «Субботняя лихорадка» вышла на второе место среди всех фильмов, выпущенных в США, и принесла ее создателям 107 миллионов долларов. А еще раньше, до выпуска фильма в свет, громадные деньги Стигвуду принесли пластинки с песенками из «Субботней лихорадки» в исполнении группы «Би Джис».

Фильм «Субботняя лихорадка» был выпушен Голливудом в результате тщательного изучения кинорынка. Он несет определенную и вполне осознанную социальную нагрузку. Ведь что за диво на первый взгляд, кинокартина о простом рабочем парне? Такая тема — редкость на экранах Запада. Но все дело в том, что в фильме серьезные проблемы решаются крайне облегченно, а сам рабочий, роль которого исполняет Джон Траволта, — не больше, чем по мнению газеты французских коммунистов «Юманите диманш», «целлулоидная игрушка».

Тони — главный герой фильма — живет с родителями в Бруклине. Вся его жизнь, а течение рабочей недели — это суровое, лишенное даже маленьких радостей существование. вокруг Тонн — жестоким мир насилия и вражды между вечно воюющими между собой бандами преступников.

Но Тони, как н положена добропорядочному члену общества. не впадает во зло — он остается «хорошим парнем». Вот он искренне благодарит хозяина за прибавку к жалованью (никаких до этого требований, участия в забастовках, демонстрациях, боже упаси!), вот он в кругу семьи, где с нежностью относится и к матери истеричке, и к отцу — безработному пьянице. Тони не употребляет ни наркотиков, ни спиртных напитков. Он очень «добропорядочен», наш милый Тони! И, у ж конечно, — чур меня, чур! - он не занимается политикой. Его кредо — абстрактная справедливость, за которую, впрочем, он тоже не горит желанием сражаться. Всю неделю, по вечерам после трудового дня, он занимается в одиночку танцами перед зеркалом. Зачем? А для того, чтобы в субботние вечера стать королем дискотеки. Вот его главная цель в жизни. Авторы сценария и кинорежиссеры не могут нахвалиться своим Тони, не в силах удержаться от аплодисментов в его адрес: браво, Тони, так держать!
И вот, наконец, субботний вечер, бруклинский клуб «Одиссея 2001» [ныне снесен]. Это, по словам журнала «Лайф». одни из эпицентров эпидемии танцевального бума, который носит название «диско». «Одиссея 2001» — лишь один маленький осколочек «мира дискотек», насчитывающего 10 тысяч названий В 1978 гиду их посетили 37 миллионов американцев, оставив их владельцам четыре миллиарда долларов. Не остались в накладе и те предприниматели, которые вложили деньги в производство пластинок с записью музыки в стиле «диско». Из десяти наиболее распространенных в Америке музыкальны-; произведений легкого жанра четыре относятся к «диско». «Дискомания, — свидетельствует журнал, — стала в наши дни самой популярной формой развлечения в США».
«Одиссея-2001» … Четкий ритм ударника и бас-гитары. Ритм и ничего больше. Мелодия не имеет значения. Синтезатор звука — вот главное оружие «диско». Электронное устройство превращает в «диско» любую музыку, будь то Бетховен или Моцарт. На «основу», ритмизованную до неузнаваемости, накладываются шаги роботов, завывания космического ветра, эротические восклицания, барабанные пляски экзотических племен... Слова песен скудны до безобразия: иногда в течение всего вечера слышится один и тот же лишенный малейшего содержания рефрен, например, «Лети, малиновка, лети».
Танец и музыка для Тони — это «способ самоутверждения», а опьянение «диско» — форма существования. И не только для него одного, а для всех тех представителей бруклинской молодежи, которые лишены каких бы то ни было надежд на лучшее будущее н не имеют никаких шансов вырваться из этого района, из его нищеты, из порочного круга насилия и безразличия. Да, Тони не употребляет, в отличие о других наркотики и спиртные напитки - дискотека полностью заменяет ему и то, и другое.

На протяжении всего фильма неоднократно и назойливо показывается мост на Манхэттен. По нему в лучший район Нью-Йорка уходит от Тони девушка, в которую тот влюблен. Мост на Манхэттен — это символ пути к земле обетованной, к лучшей, как ему грезится, жизни. А сама история Тонн — Джона Траволты становится заурядным морально-идеологическим стереотипом, «розовой» сказочкой о бедном «пай-мальчике», который в результате прилежания, усердия и того обстоятельства, что он всегда был добропорядочным членом «истэблишмента», если не сейчас, то а самом ближайшем будущем непременно станет идолом, кумиром общества.

После фильма «Субботняя лихорадка» «пай-мальчик» Траволта стал кумиром «общества без будущего. Сказочка на время удалась. Для зашиты от многочисленных поклонников и поклонниц пришлось срочно пойти на расходы: Купить черные очки и нанять двух дюжих молодчиков охранников. Джон Траволта стал богат и купил себе мечту детства — небольшой самолет, способный унести в сияющее, - небо и его семью, и множество — тогда — друзей. Но стоило добропорядочному члену «истеблишмента» немножко взбрыкнуть, попробовать — пусть неудачно — выйти за круг «целлулоидных», послушных мальчиков, сыграть серьезную роль в фильме «Момент за моментом», как наступила жестокая расплата. Фильм был признан «самой плохой кинокартиной в истории Голливуда, и кинопродюсеры разом отказались от услуг «звезды». Не поспешил на помощь и столь восхваленный Траволтой финансовый бог Стигвуд. Как говорил поэт: «пришли иные времена, взошли иные имена». Свое дело Траволта сделал и стал сразу неинтересным для сильных мира сего.

Сегодня уже никто в Лос-Анжелесе, по свидетельству корреспондента западногерманского журнала «К???» не ведает, где живет бывшая «звезда» кино и эстрады. Траволта откровенно скучает без дела, ему осталась одна отрада детская привычка склеивать модели разноцветных игрушечных самолетиков.

Лишь фильм «Субботняя лихорадка» продолжает жить, потому что для власть имущих очень приемлем и мил лейтмотив кинокартины, заключенный в призыве. «Танцуйте, не размышляйте, будьте хорошими!» Займите оплаченные вами полметра территории дискотеки и тогда благосклонная фортуна, подобно Тонн, приведет вас к славе, успеху, материальному благополучию. А пока этого не произошло, не отчаивайтесь. Покупайте, покупайте разноцветные бутылочки, в которых заложено дыхание ваших кумиров. И забудьте, хоть на миг забудьте, что на поверку бутылочка-то оказывается пустой.




promo gistory march 6, 2014 20:25 14
Buy for 1 000 tokens
Ищу родственников тех, кто строил оборонительные на московском направлении, а также любую информацию связанную с этим. Воспоминания, фотографии, газетные вырезки, все что может рассказать о событиях лета-осени 1941 года. Значительную долю строителей составляли москвичи, но вместе с ними работали…

  • 1
О! Хоть какие-то пруфы на поклейку Траволтой самолетиков. Много раз слышал, а оказывается даже в "Литературке" писали.

Подозреваю, что это из того нерасшифрованного немецкого журнала. Я попытался найти фотки его коллекции, но нашлось только, как Траволта подписывает модели какой то флоридской фирмы для благотворительного аукциона.

Роскошный материал для исследования советского языка!

напарницы по успеху
униженно исполнять маленькие роли
в восхождении на престол славы
в круг заправил
узрел
дельцу
о простом рабочем парне
за прибавку к жалованью (никаких до этого требований, участия в забастовках, демонстрациях, боже упаси!),
одни из эпицентров эпидемии
На «основу», ритмизованную до неузнаваемости, накладываются шаги роботов, завывания космического ветра, эротические восклицания, барабанные пляски экзотических племен... представителей бруклинской молодежи, которые лишены каких бы то ни было надежд на лучшее будущее и не имеют никаких шансов вырваться из этого района, из его нищеты, из порочного круга насилия и безразличия.

Не говоря уж о кавычках ))) Спасибо!

да, там вся статья так соткана. При этом "секса в СССР нет" - роман с Хайланд (который закончился трагически - она умерла от рака) назван шефством на "мальчиком".

  • 1
?

Log in

No account? Create an account