?

Log in

No account? Create an account
gistory, Gistory_ru

gistory


gistory

История с Географией


Previous Entry Share Next Entry
Зима в Сычевке
gistory, Gistory_ru
gistory
Мы несколько раз собирались прокатиться до Сычевки и посмотреть на то, какие ДОТы там остались. Штука в том, что хотя об их существовании хорошо известно, их тип мне совершенно неведом. Кроме того, хотелось доехать до одного интересного и потенциально "урожайного" места и исследовать его подробнее. К сожалению, выпавший снег замел большинство следов, сделав труднодоступными большинство интересующих нас объектов.



Нашей целью было местечко, с топичным названием Урочище Урово. На карте отчетливо читались изломы противотанкового рва, и пять холмов, выстроившиеся как по линейке. Изучение спутниковых снимков подтвердило наличие в этом месте групп деревьев, которые, как правило, и выдают присутствие остатков сооружений.



До Урово от Москвы порядка 300 км по вполне приличным дорогам. Может летом они и не очень качественные, но зимой вполне ровные. По нашим расчетам это место находилось на первой линии обороны Вяземского УРа (севернее он стыкуется с Ржевским УРом и через несколько десятков километров выходит к ранее описанным Снигирям), прикрывая направление на Новодугино. По пути к нему мы переехали Днепр, впрочем, он там так петляет, что двигаясь на запад, его придется пересечь еще не раз.



Надо признать, что Урово нас разочаровало. Пройдя полкилометра по колено в снегу до ближайшей точки, мы обнаружили сильно изрытый холм. Снег плотно укрыл все следы, которые могли бы дать подсказку. Более того, внутри ям оказалось много поваленных деревьев и сучьев: скрытые под снегом, они представляли реальную опасность.





 

Осмотрев пару ближайших холмов и прикинув, что обход остальных вряд ли что-то привнесет новое, а придется пройти километров 5-6 по снежной целине, мы решили вернуться сюда в следующем сезоне (если конечно, на это будет время).

Поэтому, мы решили вернуться к Вазузе, где была вторая линия Вяземского УРа. По заранее намеченному плану мы свернули к деревне Медведки, чтобы осмотреть ДОТ, расположенный возле нее. ДОТ (в действительности это забетонированный ДЗОТ) отлично виден с дороги - его амбразура смотрит прямо на нее. Кроме того, ДЗОТ демаскируется установленным на обсыпке крестом.





ДЗОТ довольно типичный, хотя и отличается от тех, что строились в Ржевском УРе. В бетоне видна арматура, причем с одного края ее выпусков даже слишком много. Возможно, что они проходили сквозь бревна, которые держали земляную обсыпку.



"дырка" рядом с прутками показалась мне слишком большой. Похоже, что логичным объяснением было примыкание в этом месте бревенчатого крыла - орильона. В пользу крыла говорило и то, что линия огня ДЗОТа развернута на северо-запад, под углом к Вазузе и прикрыть им амбразуру, было бы очень правильно. Хотя, возможно я находился под впечатлением недавно просмотренной серии немецких фотографий датированных октябрем 1941 года. 


Амбразура на мой взгляд очень похожа. Видно бревенчатое крыло, оттяжки для установки маскировки. 
Интересно, что на осмотренном ДЗОТе обнаружились выпуски арматуры в виде крючков, для зацепки оттяжек, как на настоящем ДОТе. 

Сейчас, амбразура выглядит не очень убедительно, однако присмотревшись в ней можно найти несколько интересных штрихов.



Видно, что для создания раструба использовались доски, и при этом нет никакого намека на противорикошетные уступы, которыми так славятся ДЗОТы Ржевского УРа.





Чуть ниже амбразуры находится бетонный пулеметный стол, на который также были уложены доски. По размерам похоже на стол для пулемета Максим.



Упс! Только на фото заметил обгоревшее бревно. Похоже, что это сохранившаяся часть наката, по которому было залито бетонное покрытие. Из бетона торчат заостренные куски арматуры. Опять отмечу отличие с "ржевскими ДЗОТами" - покрытие залито по накату, а не по слою земли или щебня. Последнее более правильно.



Покрытие осело и завалилось назад. Из-за этого передняя стенка ДЗОТ тоже завалилась. Однако, мы можем заметить, что переход между вертикальной стенкой и горизонтальным покрытием имеет наклон порядка 60 градусов. 





Вот такая получилась поездка. К ДОТам возле Р134 между Курилино и Жучки, мы подъехали, когда уже стало смеркаться. Наворачивать круги по снегу не было никакого желания, да и есть уже хотелось. А потому, решили оставить этот опорный пункт (с дороги видно 5 ДОТов) до весны и отправились в придорожный общепит под названием "Союз".

promo gistory march 6, 2014 20:25 14
Buy for 1 000 tokens
Ищу родственников тех, кто строил оборонительные на московском направлении, а также любую информацию связанную с этим. Воспоминания, фотографии, газетные вырезки, все что может рассказать о событиях лета-осени 1941 года. Значительную долю строителей составляли москвичи, но вместе с ними работали…