?

Log in

No account? Create an account
gistory, Gistory_ru

gistory


gistory

История с Географией


Previous Entry Share Next Entry
Страничка в биографии
gistory, Gistory_ru
gistory
Я ранее писал о Павле Васильевиче Чистове, который в сентябре 1941 попал в плен. Там он называл себя инженером гидростроителем, хотя ранее мне казалось, что основной его опыт работы - это работа в Управлениях НКВД, т.е. никакого тебе строительства. Однако, это не так, он действительно с 1938 года был гидротехником - участвовал в строительстве Куйбышевского гидроузла (СКГУ)

"После этой докладной записки (под катом) в июне 1939 года всё руководство СКГУ во главе с С.Я. Жуком было вызвано в Москву «на ковер». Новый нарком внутренних дел СССР Л.П. Берия (рис. 15) дал резко отрицательную оценку строительных работ в районе гидроузла. В результате по итогам совещания в НКВД был издан приказ о назначении на должность начальника СКГУ старшего майора госбезопасности Павла Васильевича Чистова. Бывший врио начальника строительства С.Я. Жук получил строгий выговор, но всё же остался в должности главного инженера СКГУ. Однако на деле, как показали дальнейшие события, в результате этих служебных перестановок никакого улучшения ситуации на Волгострое так и не произошло.

Более того: в 1940 году на Волгострое сложилась еще более безотрадная картина. О причинах возникновения такой ситуации в закрытой справке Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП (б) говорится, что здесь процветают «варварское и бесхозяйственное использование строительных и людских ресурсов» (например, КПД использования автотранспорта не превышал 30 процентов). При этом проверки установили, что до 70 процентов заданий, изложенных в приказах по строительству, не выполнялись в установленные сроки. В документе указывается, что «на строительстве гидроузла процветают атмосфера безответственности и стремления к перестраховке, и, как непременный спутник безответственного отношения к делу – очковтирательство и обман».

В итоге в начале 1940 года при Совете народных комиссаров РСФСР была образована постоянно действующая комиссия по вопросам строительства Куйбышевского гидроузла. Итогом работы комиссии по вопросам строительства Куйбышевского гидроузла стало постановление правительства от 11 октября 1940 года о свертывании всех работ на СКГУ и о ликвидации Самарлага.

А впоследствии благодаря изысканиям геологов правительство СССР было вынуждено отказаться от проекта возведения ГЭС в Жигулевских воротах".

Под катом докладная записка о Жуке.


«Секретно.

Секретарю ЦК ВКП (б) – тов. Андрееву.

Народному комиссару внутренних дел. – тов. Берия.

Зав. ОРПО ЦК ВКП (б) – тов. Маленкову.

О делах и кадрах на строительстве Куйбышевского гидроузла

Куйбышевский Обком ВКП (б) недостаточно серьезно занимался вопросами строительства Гидроузла, и в этом большая наша вина. И это в свою очередь привело к тону, что руководящие работники строительства Гидроузла - т. Жук и его помощник т. Кузнецов всячески стремились к бесконтрольной работе.

Правда, бюро КуЙбышевского Обкома ВКП (б) на своих заседаниях за 1938 год три раза слушало работников Гидроузла. Мы слушали т. Жук - о плане строительства, о перспективах на будущее, слушали претензии помощника начальника по строительству Гидроузла - т. Кузнецова - о посылке людей на строительство, в частности, коммунистов и комсомольцев для усиления партийного влияния среди вольнонаемного состава; слушали о жилищных условиях работников Гидроузла, и т.п. Но все это было поверхностно. Глубину вопросов о серьезных провалах строительства на отдельных участках, об огромной засоренности кадров среди вольнонаемного состава строительства, - мы не поднимали.

Теперь, когда мы подошли к подведению итогов работы 1938 года, натолкнулись на целый ряд серьезнейших фактов провала строительства, вскрыли огромную засоренность среди командного состава строительства и огромную засоренность среди работников III отдела НКВД, обслуживающего строительство Гидроузла.

Б связи с этим мы пришли к выводу, что здесь необходимо вмешательство Центрального Комитета ВКП (б) и Народного Комиссариата Внутренних Дел, так как целый ряд вопросов мы не в состоянии разрешить.

План строительства за 1938 год выполнен только на 84,4%. По видам работ: по земляным работам - на 77,2%, по шоссейному строительству - на 77,2%, использования на строительстве малой механизации почти не было, экскаваторы годовое падание выполнили только на 65%, работы по инженерной геологии сорваны, хозрасчет на строительстве организован слабо, а также и контроля за расходованием средств не было. Это привело к тому, что многие миллионы рублей государственных средств выброшены на ветер.



На 1938 год партия и правительство отпустили на строительство Гидроузла 270 миллионов рублей. В середине года, когда стало очевидным, что эти средства руководителями строительства не осваиваются, правительство решило снять со строительства 50 миллионов рублей, а затем, еще через месяц, 30 миллионов рублей, но при каждом случае снятия со строительства денег, руководство строительством всячески пыталось отстоять первоначальную сумму, хотя было очевидно, что она не будет освоена. В итоге хозяйственный год показал, что вместо освоения 190 миллионов рублей на строительство, освоено только 170 миллионов рублей, и, как видно из вышеприведенных фактов, многие из этих миллионов были израсходованы преступно бесхозяйственно.

Почему так плохо выглядит строительство Гидроузла?

Мы считаем, что все это происходит потому, что командный состав строительства очень сильно засорен политически сомнительными людьми, судимыми в прошлом за контрреволюционную деятельность, а также потому, что отсутствует большевистское руководство со стороны людей, которым партия и правительство доверили это колоссальнейшее сооружение.

Тов. Жук - крупнейший и выдающийся специалист по гидросооружениям, исполняет обязанности начальника строительства, одновременно являясь главным инженером этого строительства, - он почти не бывает на строительстве и в г. Куйбышеве, большинство времени своей работы он находился в Москве. За время его отсутствия на строительстве он поручал руководить работой людям, не внушающим политического доверия. Так, например, у него работает в качестве помощника начальника строительства некий Успенский Д.В., в прошлом очень близкий человек врагам народа Ягоде и Фирину. Для характеристики связей Успенского с Ягодой можно привести такой пример, что Ягода в свое время разрешил Успенскому жениться на одной из заключенных в лагере, осужденной за контрреволюционную деятельность, а впоследствии она была выявлена как шпионка-террористка, и расстреляна органами советской власти за активную контрреволюционную деятельность. Второй раз Успенский женился на дочери заключенного в лагерь, контрреволюционера.

Помощником главного инженера по энергетике работает Баумгольц А.И., отец его был личным врачом Троцкого, поддерживая связь с Троцким после высылки его из пределов СССР. Сам Баумгольц в 1930-31 г.г. работал в Торгпредствах во Франции, Италии, был е Германии. До сих пор поддерживает связь с родственниками, проживающими в Риге.

Зам. главного инженера Костров И.Н. - сын потомственного гражданина. В 1912-13 г.г. был в Германии, Италии, Франции, Швеции. В Берлине проживает его сестра.

Пом. главного инженера, и он же начальник отдела инженерной геологии - Семенцов В.А. - никогда не был геологом, по профессии - математик, очень приближенный человек, пользующийся безграничным доверием т. Жука. По данным III отдела НКВД, Семенцов состоял в партии кадетов, и проводит вредительскую работу в области геологии.

Пом. начальника Самарлага НКВД - Честных Н.И., бывший заключенный, работал в Свирьлаге, Дмитрлаге, трижды привлекался за злоупотребления своим служебным положением, но благодаря покровительству врагов народа Фирина, Когана и Пузицкого дела эти прекращались.

Начальник планово-производственного отдела (ППО) Арцыбушев М.Н. - сын дворянина, помещика, по данным III отдела 1РГЩ в 1935-36 г.г., работая начальником строительства «Нивагэсстроя», по показаниям арестованных проходил как участник контрреволюционных шпионских организаций.

Зам. начальника планово-производственного отдела, Фиш Генрих Игнатьевич – поляк, поддерживает связь с родственниками, находящимися в Польше. В 1931 году был осужден по ст.58 п.7 и 11, сроком т три года.

Начальник отделения планово-производственного отдела - Боболович Н.П. - поляк, бывший офицер царской армии и белой армии. В 1929 году он был судим по статье 58-10.

Вообще надо сказать, что в этом огромном аппарате вольнонаемных на строительстве Гидроузла из 8900 человек - 466 человек работают бывшие осужденные до 58 статье за контрреволюцию, причем не менее 100 из них находятся на крупнейшей руководящей работе.

На последнем заседании бюро Обкома было установлено, каким образом проходил подбор кадров и комплектование отделов строительства Куйбышевского Гидроузла. По заявлению т. Кузнецова, одного из помощников т. Жука, выяснилось, что в свое время, когда у руководства ГУЛАГом были Плинер и Берман, они дали директиву т. Жуку, и ему, Кузнецову, сохранить коллектив, работавший на канале Москва-Волга, перетащить его на строительство Куйбышевского Гидроузла, и дали прямую директиву о том, что на руководящие посты по строительству можно и нужно ставить судившихся за контрреволюцию по 58 статье. Когда эта директива была дана, то на большинство отделов строительства были назначены т.т. Жуком и Кузнецовым в качестве начальников и заместителей начальников отделов и отделений люди, в свое время судившиеся по 58 статье, а они в свою очередь подбирали себе в аппараты отделов таких же, как они сами. Поэтому не случайно в аппарате строительства Куйбышевского Гидроузла получилась такая огромная засоренность.



Мы, безусловно, еще не разобрались во всех делах строительства Куйбышевского Гидроузла, будем продолжать в этом направлении работу, но мы просим Центральный Комитет ВКП (б):

1. Назначить на это колоссальнейшее строительство крепкого, преданного большевика, хорошего организатора, в качестве начальника строительства Куйбышевского Гидроузла.

2. Мы просим командировать на строительство Куйбышевского Гидроузла авторитетную комиссию, которая могла бы не только проверить то, что мы установили, но вскрыть еще более крупные и губительные факты, имеющие место на строительстве Гидроузла. (Нас особенно беспокоят геологоразведывательные работы, неопределенность о месте строительства самой плотины, и в этом деле мы разобраться своими силами не можем).

3. Мы считаем невозможным теперь уже держать на руководящей работе, в качестве начальников целого ряда отделов строительства людей, которые не внушают политического доверия, и просим, чтобы ГУЛАГу было дано указание об их увольнении.

4. Мы просим прекратить практику посылки на чекистскую работу в III отдел НКВД людей, которые не внушают доверия, для работы в УГВ НКВД, просим срочно укрепить руководство этим отделом.

Секретарь Куйбышевского обкома ВКП (б) Игнатов.

№ 0155/с

28 января 1939 года.

(СОГАСПИ, Ф-656, оп. 17, д. 14, л.д. 7-15).

Источник

Posts from This Journal by “ГУЛАГ” Tag


promo gistory march 6, 2014 20:25 14
Buy for 1 000 tokens
Ищу родственников тех, кто строил оборонительные на московском направлении, а также любую информацию связанную с этим. Воспоминания, фотографии, газетные вырезки, все что может рассказать о событиях лета-осени 1941 года. Значительную долю строителей составляли москвичи, но вместе с ними работали…

  • 1
Вообще-то история Жука не уникальна. Абсолютно аналогичная кадровая перестановка с посадками была тогда же в Вяземлаге. Возможно, и во многих других лагуправлениях, не следил.

Как раз при передаче дел Берии гидростроителей потрясли слегка, но насколько я вижу тех, кто умел работать и выполнять работы в срок не тронули. Во всяком случае по Главгидрострою я не вижу потерь.

А налогично в Вяземлаге.

я вовсе не вижу никакого смысла уничтожать худо-бедно, но опытных специалистов и рабочих при срыве сроков... на не стандартизированном строительстве уникального объекта. на мой взгляд людей ценили и прятали, много и разных, не только начальство..
к тому же после строительства необходимо было эксплуатировать объекты и развивать отрасль..откуда в стране такие нашли бы..
У меня просьба к вам, если по нашим Химлаговским откопаете, что-то ..Химлаг аннулирован на июль 41 года..

Edited at 2015-10-07 11:25 am (UTC)

вообще-то Жук вроде
как сам заключенный
и не только Жук

Дык и пускай заключенные. Я акцентирую кадровые перестановки. В Вяземлаге они существенно исправили положение к лучшему.

думается это была работа новой команды подкрепленной ресурсами ? и сам объект несколько иной по сложности ?

Edited at 2015-10-07 01:40 pm (UTC)

Начнем с того, что руководителем назначили классика дорожного строительства, который произвел революционный инженерный переворот в этом деле, который тогда был совсем молодой, но уже признанный в своих кругах.

а кого вы имеете ввиду под "классиком дорожного строительства" - очень любопытно!

Изыскания и проектирование трассы начались в 1934 году, когда Советское правительство в рамках постановления «О мерах по улучшению дорожного хозяйства» приняло решение соединить новой автодорогой столицы России и Беларуссии. А на следующий год приступили к строительству, которое сразу же превратилось в одну из самых больших советских дорожных строек. Общая смета расходов составила внушительную по тем временам сумму – 1 миллиард рублей. Ввод автомагистрали в строй намечался на 1942 год. Но нынешняя тенденция к удешевлению строительства и пересмотру намеченных планов и проектов была сильна и тогда. В итоге в июне 1938 года общая стоимость строительных работ была определена в 631,6 млн рублей, а срок сдачи в эксплуатацию сжат до 1940 года.
Объем работ, которые строителям предстояло выполнить, был необычайно велик. Для возведения земляного полотна требовалось 20 миллионов кубометров земли. Кроме того, необходимо было завезти 655 тысяч кубометров камня, 628 тысяч кубометров щебня, более 1 миллиона кубометров гравия, свыше 2,5 миллиона кубометров песка. Поначалу фронт работ был недостаточно широким, строительство могло затянуться. Анализ ситуации поручили сделать одному из первых выпускников автодорожного факультета МАДИ, будущему начальнику ГУШОСДОРа Георгию Саркисьянцу. После доклада правительственной комиссии именно он был назначен начальником Управления строительства автомагистрали Москва – Минск НКВД СССР. По совместительству Саркисьянц возглавил и основной источник рабочей силы – Вяземский исправительно-трудовой лагерь НКВД СССР (Вяземлаг).
В 1939 году в составе Вяземского ИТЛ насчитывалось 11 «асфальто-бетонных районов» (АБР), девять из которых располагались вдоль всей трассы – в селах и городах Голицыно, Гжатск, Гурни, Ярцево, Гнездовье, Бобер, Прямин, Борисов, Жодин. Вместе с заключенными трудились и вольнонаемные рабочие, но их доля была незначительна. Всего в строительстве участвовало более 105 тысяч человек. Расчищали трассу, корчевали пни, возводили земляное полотно и выполняли прочие операции в основном вручную, поскольку дорожно-строительной техники не хватало. Тем не менее, поставленная задача была выполнена в срок.

http://archive.izdatelstvo-dorogi.ru/2009-10-01/mintrans200/pervmag.html

Тут сказано обтекаемо: "строительство могло затянуться", а на самом деле оно было с грохотом сорвано, за что посадили кучу начальников. И не сказано о том, что Саркисьянц разработал оригинальный способ изготовления и укладки асфальтовых покрытий.

Оказывается Георгий Саркисьянц - спортивный комментатор - его сын.

Должен добавить, что на самом деле Минское шоссе до войны не было достроено на 200 км (участки перед Москвой и Минском). И как ни парадоксально, это кстати пришлось - существенно притормозило немецкое наступление на Смоленск и на Москву. Напомню, что в Смоленск немцам пришлось входить не с запада, а с юга, а к тому моменту когда они подошли к недостроенному перед Москвой участку Минского шоссе, как раз разразилась самая распутица. С другой стороны, в начале войны строительство дороги от Москвы продолжалось или возобновлялось, километров 40 примерно построили, что сыграло важную роль для обороны, обеспечения поставок на фронт из тыла. А далее следовал грунтовой участок, который именно немцам и не удалось успешно пройти.

Также добавлю, что перед войной Минское шоссе мостили булыжником. Как, кстати, тогда же строившееся Киевское шоссе. По-настоящему метод изготовления и укладки асфальта Саркисьянца начал повсеместно использоваться с последних лет войны на тех же трассах. А главной задачей тодта в Минске (иначе говоря, тыла группы армий Центр) определялось приведение Минского шоссе в европейское состояние. Для сравнения должен сообщить, что до войны автотрассы Москва - Ленинград не было вовсе. Т. е. автодорога как таковая была, а как трасса не действовала. Но Минское шоссе служило трассой на почти всей его протяженности.

В приказе о награждении за ББК про Жука не сказано, что он заключенный или бывший осужденный, хотя я читал про то, что он был зк

теперь об этомн никто не говорит

может погашенная судимость ? или документы выправили ..могу судить только о том, что они до конца держались друг друга ..

я знаю и о Мовчах и о инженерном составе, вообещем достаточно людей ..


Edited at 2015-10-07 05:38 pm (UTC)

Re: теперь об этомн никто не говорит

если найти номер его партбилета, то можно посмотреть его анкетку. Еще вариант идти через Гидропроект, но они там заняли круговую оборону.

Re: теперь об этомн никто не говорит

каналом занимались люди из Питера, питерский институт.. да и в Москве он по другому назывался, на юго-востоке Москвы расположен ..вроде их пытались их речника выбить
Не хотят не надо, мы знаем, они знают ...
где говорите, про заговор против Берии наиболее достоверная информация написана ? И кто курировал проект А ? А про пинскую флотилию где написано и о строительстве канала соответствующего ?

Edited at 2015-10-07 05:54 pm (UTC)

  • 1