?

Log in

No account? Create an account
gistory, Gistory_ru

gistory


gistory

История с Географией


Previous Entry Share Next Entry
Урок географии
gistory, Gistory_ru
gistory
22 августа 1941 года в Кремле был "день фортификации". Было подписано целых два постановления ГКО по вопросу строительства оборонительных сооружений.
Наиболее известное, так и называется: "О строительстве оборонительных сооружений". Подписано оно было с подачи Лаврентия Павловича Берия. И это ни чуть не удивительно - структуры НКВД, главным образом в лице Главгидростроя НКВД, уже почти два месяца строили оборонительные рубежи буквально на всех фронтах. Самой масштабной стройкой был центральный участок - Фронта Резервных армий, более известный, как Ржевско-Вяземская линия.
Во многих публикациях начало строительства оборонительных рубежей отсчитывают именно от 22 августа, что неверно. Десятки тысяч человек начали их строить еще 2-7 июля. А это постановление в большей степени фиксировало ту структуру, которая сложилась за это время.



Сталин не сильно поправил постановление, однако то ли его ошибка, то ли ошибка расшифровщика привела к географическому курьезу.


видимо в процессе обсуждения Сталин решил внести уточнения, в результате чего Двина стала впадать в Днепр. На самом деле в райне Чернигова протекает Десна, впадая в Днепр рядом с Киевом.



Среди тех, кто был назанчен начальниками строительных управлений были и те, кто уже фактически руководил стройкой. И те, кому только предстояло входить в курс дела.
Не могу не отметить в первую очередь Григория Давыдовича Афанасьева - одного из организаторов строительства Беломорско-Балтийского канала и начальника Глубокой Выемки на канале Москва Волга. Его участок рубежа Резервных армий был построен на 100%, точно в срок. После войны вернулся к строительству гидроэлектростанций. К сожалению, его ия практически забыто.
Михаил Михайлович Царевский - один из крупнейших организаторов строительства, среди прочего построил предприятия в Нижнем Тагиле, как до войны, так и во время нее, а после строил объекты атомной промышленности.
Александр Николаевич Комаровский - также крупный организатор строительства, работал и канале Москва-Волга, в войну строил Челябинск, а после войны атомные объекты.
В этом списке два "чистых" сотрудника НКВД, у которых по моим данным, не было опыта строительства: Николай Михайлович Лагунов и Павел Васильевич Чистов, если первый позже вернулся в систему НКВД, то Чистову не повезло.
Буквально через несколько дней после назанчения, 2 сентября он случайно попал в немецкий плен, когда ехал осматривать участки строительства. В плену он рассказал о том, кто он и чем должне был заниматься, правда утверждал, что он инженер строитель, видимо, не упоминая про богатый опыт начальника ИТЛ. В итоге, он дожил до освобождения в 1945 году, после чего был отправлен в ИТЛ уже в качестве заключенного. Отбыл все 10 лет, был оставлен на "вечную ссылку", но через пару лет освободился и вернулся в Москву. Неоднократно просил о реабилитации, но его бывшие заслуги начальника ИТЛ уже обернулись против него, и до своей смерти в 1982 году, он так и не был реабилитирован.









Обратите внимание на пункт 25. Мобилизованному населению за работу на рубежах платили деньги. Правда, здесь указана оплата за день, в то, время как на местах предпочитали оплачивать сдельно - сколько кубов выбросил - столько и получил.



Интересное упоминание про экскаваторы. К сожалению, многие из них не только не были использованы, но и были утеряны при отступлении. Для рытья рвов подходили лишь некоторые из экскваторов, основная же масса была тяжело, неповоротлива и годилась лишь для работы в карьерах или на строительстве каналов и водохранилищ - в относительно узких рвах, им было неразвернуться.





А вот "беловик" постановления, в котором черном по белому написано, что Двина впадает в Днепр.



Если вы родственник кого-либо из этого списка или ваши родственники принимали участие в строительстве оборонительных рубжей - напишите мне gistorydotru@gmail.com



Posts from This Journal by “Ржевско-Вяземская” Tag

  • Оленинский рубеж доступен для скачивания

    Один из соавторов уговорил меня выложить pdf файл "Оленинского рубежа". Судя по статистке скачки за сутки значительно превысили тираж…

  • Просто дорога

    В выходные пытались проехать маршрутом 251 пд, от Андреаполя до Волги, но прошли только часть маршрута. Было поздновато (пока доехали из Москвы, пока…

  • Фотографии из поездки

    Фотографии из августовской поездки в районе Волги. "Зеленка" конечно скрывает форму объектов, да и зачастую их самих. Но у нас были…

  • Осташков–Селижарово – август-2016

    Перепощу отчет моего товарища, который он разместил на Drive2 про нашу недавнюю поездку в район Осташкова. Там далеко не все, что мы увидели и что…

  • Чешуйчатые

    Не в первый раз вижу такой камуфляж, по всякий раз он производит впечатление. Правда, прежде чем произвести впечатление - сооружение надо обнаружить.…

  • In da woods

    Двое коллег по поиску (Юрий и Алексей) совершили в эти выходные вылазку в леса южной части Оленинского рубежа. Поход получился очень тяжелым - 20 км…

  • Большая стирка в Каловке

    Вторая часть фотографий из деревни Каловка, которые объединяет процесс стирки. Во всяком случае в пояснении к фотографиям написано Waschmaschine -…

  • Будни деревни Каловки

    Была в Ржевском районе Калининской области деревня Каловка. Она располагалась на дороге из Нелидово в Ржев (Торопецкий тракт). В 1941 году по этой…

  • Отчет о положении врага в окружении под Вязьмой

    Сегодня на Soldat.ru выложили любопытный немецкий документ и перевод к нему. Происхождение документа не очень понятно. Возможно, он когда


promo gistory март 6, 2014 20:25 14
Buy for 1 000 tokens
Ищу родственников тех, кто строил оборонительные на московском направлении, а также любую информацию связанную с этим. Воспоминания, фотографии, газетные вырезки, все что может рассказать о событиях лета-осени 1941 года. Значительную долю строителей составляли москвичи, но вместе с ними работали…

  • 1
>Буквально через несколько дней после назанчения, 2 сентября он случайно попал в немецкий плен

Ага, случайно. В 5 км от линии фронта в нашем тылу захвачен группой немецких диверсантов, перемещавшейся на легковом автомобиле. Таких случайностей не быват. С учетом того, что это произошло всего спустя неделю после запуска строительства.
Явно в нашем командовании имелся тогда крот.

Версию крота я пытаюсь копать, но ничего не выходит пока.

Кстати, нельзя исключать, что Тайфун был скорректирован исходя из данных полученных у Чистова - первый удар был почти на его участке, чуть севернее. Хотя и падение Киева тоже сыграло свою роль - единая линия оборонительных сооружений разрушилась.

PS. Кстати, под Москвой в ноябре при похожих обстоятельствах пропал крупный военный инженер, генерал Падосек. 24 ноября он выехал на осмотр укреплений и пропал. И как то так сложилось, что с конца ноября немцам перестало везти...

  • 1