?

Log in

No account? Create an account
gistory, Gistory_ru

gistory


gistory

История с Географией


Previous Entry Share Next Entry
Урок географии
gistory, Gistory_ru
gistory
22 августа 1941 года в Кремле был "день фортификации". Было подписано целых два постановления ГКО по вопросу строительства оборонительных сооружений.
Наиболее известное, так и называется: "О строительстве оборонительных сооружений". Подписано оно было с подачи Лаврентия Павловича Берия. И это ни чуть не удивительно - структуры НКВД, главным образом в лице Главгидростроя НКВД, уже почти два месяца строили оборонительные рубежи буквально на всех фронтах. Самой масштабной стройкой был центральный участок - Фронта Резервных армий, более известный, как Ржевско-Вяземская линия.
Во многих публикациях начало строительства оборонительных рубежей отсчитывают именно от 22 августа, что неверно. Десятки тысяч человек начали их строить еще 2-7 июля. А это постановление в большей степени фиксировало ту структуру, которая сложилась за это время.



Сталин не сильно поправил постановление, однако то ли его ошибка, то ли ошибка расшифровщика привела к географическому курьезу.


видимо в процессе обсуждения Сталин решил внести уточнения, в результате чего Двина стала впадать в Днепр. На самом деле в райне Чернигова протекает Десна, впадая в Днепр рядом с Киевом.



Среди тех, кто был назанчен начальниками строительных управлений были и те, кто уже фактически руководил стройкой. И те, кому только предстояло входить в курс дела.
Не могу не отметить в первую очередь Григория Давыдовича Афанасьева - одного из организаторов строительства Беломорско-Балтийского канала и начальника Глубокой Выемки на канале Москва Волга. Его участок рубежа Резервных армий был построен на 100%, точно в срок. После войны вернулся к строительству гидроэлектростанций. К сожалению, его ия практически забыто.
Михаил Михайлович Царевский - один из крупнейших организаторов строительства, среди прочего построил предприятия в Нижнем Тагиле, как до войны, так и во время нее, а после строил объекты атомной промышленности.
Александр Николаевич Комаровский - также крупный организатор строительства, работал и канале Москва-Волга, в войну строил Челябинск, а после войны атомные объекты.
В этом списке два "чистых" сотрудника НКВД, у которых по моим данным, не было опыта строительства: Николай Михайлович Лагунов и Павел Васильевич Чистов, если первый позже вернулся в систему НКВД, то Чистову не повезло.
Буквально через несколько дней после назанчения, 2 сентября он случайно попал в немецкий плен, когда ехал осматривать участки строительства. В плену он рассказал о том, кто он и чем должне был заниматься, правда утверждал, что он инженер строитель, видимо, не упоминая про богатый опыт начальника ИТЛ. В итоге, он дожил до освобождения в 1945 году, после чего был отправлен в ИТЛ уже в качестве заключенного. Отбыл все 10 лет, был оставлен на "вечную ссылку", но через пару лет освободился и вернулся в Москву. Неоднократно просил о реабилитации, но его бывшие заслуги начальника ИТЛ уже обернулись против него, и до своей смерти в 1982 году, он так и не был реабилитирован.









Обратите внимание на пункт 25. Мобилизованному населению за работу на рубежах платили деньги. Правда, здесь указана оплата за день, в то, время как на местах предпочитали оплачивать сдельно - сколько кубов выбросил - столько и получил.



Интересное упоминание про экскаваторы. К сожалению, многие из них не только не были использованы, но и были утеряны при отступлении. Для рытья рвов подходили лишь некоторые из экскваторов, основная же масса была тяжело, неповоротлива и годилась лишь для работы в карьерах или на строительстве каналов и водохранилищ - в относительно узких рвах, им было неразвернуться.





А вот "беловик" постановления, в котором черном по белому написано, что Двина впадает в Днепр.



Если вы родственник кого-либо из этого списка или ваши родственники принимали участие в строительстве оборонительных рубжей - напишите мне gistorydotru@gmail.com



Posts from This Journal by “Ржевско-Вяземская” Tag

  • Оленинский рубеж доступен для скачивания

    Один из соавторов уговорил меня выложить pdf файл "Оленинского рубежа". Судя по статистке скачки за сутки значительно превысили тираж…

  • Просто дорога

    В выходные пытались проехать маршрутом 251 пд, от Андреаполя до Волги, но прошли только часть маршрута. Было поздновато (пока доехали из Москвы, пока…

  • Фотографии из поездки

    Фотографии из августовской поездки в районе Волги. "Зеленка" конечно скрывает форму объектов, да и зачастую их самих. Но у нас были…

  • Осташков–Селижарово – август-2016

    Перепощу отчет моего товарища, который он разместил на Drive2 про нашу недавнюю поездку в район Осташкова. Там далеко не все, что мы увидели и что…

  • Чешуйчатые

    Не в первый раз вижу такой камуфляж, по всякий раз он производит впечатление. Правда, прежде чем произвести впечатление - сооружение надо обнаружить.…

  • In da woods

    Двое коллег по поиску (Юрий и Алексей) совершили в эти выходные вылазку в леса южной части Оленинского рубежа. Поход получился очень тяжелым - 20 км…

  • Большая стирка в Каловке

    Вторая часть фотографий из деревни Каловка, которые объединяет процесс стирки. Во всяком случае в пояснении к фотографиям написано Waschmaschine -…

  • Будни деревни Каловки

    Была в Ржевском районе Калининской области деревня Каловка. Она располагалась на дороге из Нелидово в Ржев (Торопецкий тракт). В 1941 году по этой…

  • Отчет о положении врага в окружении под Вязьмой

    Сегодня на Soldat.ru выложили любопытный немецкий документ и перевод к нему. Происхождение документа не очень понятно. Возможно, он когда


promo gistory март 6, 2014 20:25 14
Buy for 1 000 tokens
Ищу родственников тех, кто строил оборонительные на московском направлении, а также любую информацию связанную с этим. Воспоминания, фотографии, газетные вырезки, все что может рассказать о событиях лета-осени 1941 года. Значительную долю строителей составляли москвичи, но вместе с ними работали…

  • 1
>Буквально через несколько дней после назанчения, 2 сентября он случайно попал в немецкий плен

Ага, случайно. В 5 км от линии фронта в нашем тылу захвачен группой немецких диверсантов, перемещавшейся на легковом автомобиле. Таких случайностей не быват. С учетом того, что это произошло всего спустя неделю после запуска строительства.
Явно в нашем командовании имелся тогда крот.

Версию крота я пытаюсь копать, но ничего не выходит пока.

Кстати, нельзя исключать, что Тайфун был скорректирован исходя из данных полученных у Чистова - первый удар был почти на его участке, чуть севернее. Хотя и падение Киева тоже сыграло свою роль - единая линия оборонительных сооружений разрушилась.

PS. Кстати, под Москвой в ноябре при похожих обстоятельствах пропал крупный военный инженер, генерал Падосек. 24 ноября он выехал на осмотр укреплений и пропал. И как то так сложилось, что с конца ноября немцам перестало везти...

не будет никто ничего корректировать на основании данных из 1го источника захваченного в плен, по моему мнению
да и после их исчезновения наши планы должны были корректироваться, он же не один единственный на всю страну.
не представляю каким должен быть один человек, что бы обвалить всю оборону страны

Edited at 2015-10-07 11:50 am (UTC)

  • 1