?

Log in

No account? Create an account
gistory, Gistory_ru

gistory


gistory

История с Географией


Previous Entry Share Next Entry
Кравцов Г.Л. Память... Часть 11
gistory, Gistory_ru
gistory
В этой части довольно пространное описание мемориала в Трептов-парке. Возможно, кому-то оно покажется скучноватым, хотя для тех, кто никогда его не видел (и не увидит) будет интерено прочитать о смысле вложенном в отдельные детали этого сооружения. Может школьникам понадобится описание для презентации. Фотографии строительства мемориала здесь
И напомню, что мемориал только проектировался и финансировался советской администрацией, а вот конкретными исполнителями, в том числе баральефов были немцы. Немцы же и теперь за свой счет содержат и реконструируют мемориал в Трептове и Панкове.

Мемориалы славы

Несколько лет трудились тысячи рабочих, инженеров, скульпторов, архитекторов, художников, бронзолитейщиков и множество других талантливых мастеров своего дела над созданием уникальных памятников нашим воинам в Берлине.

Величественна панорама этих сооружений. Особое место среди них занимает памятник в Трептов-парке. Он известен всему миру. Со дня его открытия к этому замечательному творению не прекращается настоящее паломничество. Тысячи немцев и бесконечные вереницы людей из разных стран мира ежедневно посещают мемориальный ансамбль. Постоянно звучит там разноязыкий говор. Гранитные ступени, ведущие к мемориалу, отшлифованы миллионами ног. Здесь всегда можно увидеть цветы.

8 мая 1949 года состоялось торжественное открытие памятника, где в камне и бронзе увековечены великие подвиги сынов и дочерей Советского народа.

Ни в одном буржуазном государстве невозможна такая всеобщая любовь, такое подлинно всенародное преклонение перед памятью тех. кто отдал жизнь за Родину.


Памятники в художественных образах архитектуры, скульптуры и живописи выражают эту любовь социалистической Родины к своим героям. Они призваны вечно воплощать силу и красоту советской державы, раскрывать ее великую освободительную миссию, ее последовательную борьбу за мир.

Местом для сооружения памятника был выбран живописный район центра Берлина - Трептов-парк. Проект разработан скульптором Е.В. Вучетичем, архитектором Я.Б. Белопольским и инженером С.С. Валериусом. Художественная композиция мемориала подчинена главной идее - показать значение героической победы Советской Армии и понесенных советским народом жертв в борьбе за мир и демократию против фашизма, выразить средствами искусства великую освободительную миссию Советской Армии.

Сооружение ансамбля, занимающего территорию около 200000 м2, было начато в 1946 году. Зеленый массив, в котором находится памятник, ограничен с двух продольных сторон транспортными магистралями: улицей Трептов-парка и улицей Пушкина. Между этими двумя улицами и центральной частью ансамбля расположены широкие полосы высоких многолетних платанов и лип, отделяющие памятник от городских магистралей.

Мемориал состоял из ряда комплексов, пространственно связанных в единый архитектурно-скульптурный ансамбль. Центральное его пространство решено в виде открытого партера, окаймленного мощной стеной зелени. Ансамбль развивается в пространстве, как сложная музыкальная симфония, в которой языком архитектуры и скульптуры передается глубокая скорбь советского народа о своих павших сынах и в то же время - великая жизнеутверждающая сила социалистического общества. Каменные борты, выложенные из больших блоков светло-серого гранита, и зелень, обрамляющая площадь, примыкают в виде двух циркульных кривых к выполненным также из блоков светло-серого гранита и обрамленных зеленью триумфальным аркам, которые служат входом на территорию памятника. Мощные однопролетные арки, являющиеся началом ансамбля, представляют собой как бы гранитные монолиты, в которых вырезаны проемы.

Общая высота арки 10 метров, высота проема 5,5 метра, ширина 3,6 метра. Площадь перед аркой замощена гранитными кубиками.

В арку можно только пройти; она не рассчитана для проезда и приподнята на одну ступень. Сквозь арки, обрамленные лаврами, открывается вид на монумент "Матери-Родины". Арки создают как бы передний план-рамку, в которой еще значимее представляется эта скульптура. К монументу ведет сравнительно узкая аллея, протяженностью 110 метров, шириной 9 метров. Аллея образована стриженой зеленью высотой 2 метра, за которой расположены плотные ряды лип. Дорожка аллеи выложена светло-серыми гранитными кубиками с черными окаймляющими полосами по краям.

Скульптура "Мать-Родина" сотворена ваятелем в образе скорбящей женщины. Вся она - воплощение гордой скорби. Зритель видит русскую женщину-мать, благословляющую сына на бой и дающую ему наказ - не жалеть ни сил, ни самой жизни в борьбе с фашизмом. Размеры скульптуры - 2,5 натуральной величины. Сделана она из цельного блока светло-серого гранита, установлена на невысоком постаменте из красного полированного гранита. Весь монумент имеет высоту 5 метров окружен газоном и орнаментальной мозаикой из маленьких кубиков серого гранита и черного лабрадора. Монумент "Мать-Родина" обращен в сторону центральной части памятника и является началом главной оси композиции. Отсюда открывается перспектива на главный вход, в створе которого на дальнем плане виден главный монумент ансамбля. Широкая аллея-пандус длиной 100 метров ведет к террасе главного входа, приподнятой на высоту 3,5 метра. Аллея замощена гранитом, окаймлена газонами и четырьмя рядами тополей, которые своими строгими вертикалями создают четкий ритм марша. Здесь, перед тополями, слева и справа вдоль аллеи высажены березы. Зеленые откосы по бокам аллеи-пандуса еще более выделяют по сравнению с другими параллельными аллеями торжественный путь к главному входу на центральную территорию памятника.
Решение главного входа подчинено задаче наиболее отчетливого выражения общей идеи всего сооружения. На трех террасах, выложенных из светло-серого гранита, возвышаются обращенные друг к другу два монументальных приспущенных знамени, как бы высеченных из красного полированного гранита. У подножия каждого знамени расположены бронзовые скульптуры коленопреклоненных воинов - боевых товарищей тех, кто покоится в братских могилах памятника. Они отдают последние воинские почести своим друзьям-однополчанам, Знамена вместе с террасами представляют единый монументальный комплекс главного входа. Это советский народ склонил над могилами своих верных сынов боевые, овеянные славой знамена. Свет играет на полированных поверхностях красного гранита знамен; ясно читаются вырубленные на главном фасаде надписи на русском и немецком языках: "Вечная слава воинам Советской Армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества от фашистского рабства".

Коленопреклоненные воины крепко сжимают в руках автоматы. Кажется, они только что вышли из боя и дают клятву высоко держать славу советского оружия, славу знамен, пронесенных ими от Подмосковья, от стен Сталинграда до Берлина. Плащ палатки опускаются с их плеч тяжелыми складками. Одна из скульптур изображает молодого воина, вторая - пожилого ветерана войны, гвардейца, прошедшего славный боевой путь. Эти две скульптуры вместе с центральной бронзовой статуей главного монумента, которая видна все время по мере движения по территории памятника, составляют своего рода пространственный скульптурный треугольник, объединенный общим замыслом. Архитектура и скульптура здесь сливаются в единый ансамбль.

Знамена имеют высоту 14 метров, длину 25 метров каждое. Вертикальные складки на граните знамен лаконично передают фактуру ткани. Стилизованное древко, кисти и верхушки знамен, выполненные из тех же блоков красного гранита, не нарушают монолитности всего объема.

Торцовые стены знамен имеют некоторый наклон, что придает им при ширине в 4 метра еще большую устойчивость и монолитность. С торцов знамена воспринимаются как обелиски, у подножия которых расположены скульптуры. Бронзовые скульптурные фигуры, высота которых в два раза превышает средний рост человека, покоятся на гранитных пьедесталах, обработанных бучардой, у них шероховатая, бугристая поверхность.
Светло-серый гранит террас, красные полированные поверхности знамен, зеленоватая бронза скульптур - вся эта сдержанная полихромность усиливает торжественный характер сооружений главного входа.
Основание и сами знамена с железобетонным каркасом выложены из крупных блоков гранита, длина которых достигает 1,8 метра; завершения знамен и кисти представляют собой консольно выпущенные каменные массивы.
С верхней террасы главного входа можно увидеть всю композицию центра с главным монументом, который теперь целиком вырисовывается перед зрителем на зеленом кургане.

По главной оси ансамбля, завершая партер, высится центральный монумент, представляющий собой зеленый курган типа древнерусских захоронений с круглым уступчатым пьедесталом из светлого камня. На пьедестале возвышается 13-метровая монументальная скульптура советского воина-освободителя.

В центре партера, заглубленном на три ступени, располагаются пять братских могил, по обеим сторонам которых на фоне зелени боковых аллей установлены каменные саркофаги.

Длина партера от поперечной оси знамени до поперечной оси кургана составляет 270 метров, ширина между торцами саркофагов - 76 метров. Две широкие боковые лестницы ведут на пониженную промежуточную террасу, откуда по прямой лестнице шириной 32 метра можно сойти в партер.
На промежуточной террасе расположена могила четырех Героев Советского Союз
а, погибших при штурме Берлина. Она обрамлена серым гранитом, в котором вырублены гирлянды из лавров. Сверху могилу покрывает плита из красного гранита размером 1,б0х1,60 метра, имеющая небольшой наклон в сторону террас для удобства обозрения ее с верхней террасы и со стороны знамен. На плите высечены рельефные буквы на русском и немецком языках, причем гранитный фон заглублен на высоту букв. Лаконичная торжественная надпись гласит: "Родина не забудет своих героев". По двум сторонам могилы Героев Советского Союза, как бы подчеркивая волнующее значение слов, стоят две смоленские березы, охраняющие вечный сон доблестных защитников Родины.

Каждая из пяти братских могил, расположенных в заглубленной части партера, окаймлена мощным гранитным бордюром.

Братская могила представляет собой большой прямоугольник насыпи, покрытый травяным ковром. В центре каждой могилы на квадратном гранитном постаменте покоится на каменных кронштейнах пятиметровый бронзовый венок из листьев лавра- и дуба.

Некоторая приподнятость этих венков на кронштейнах придает им большую выразительность. Вокруг могил сделан ковер из каменной мозаики общей площадью около 300 кв. метров, представляющий собой орнамент из белых и красных камней - кубиков со сторонами в 5 сантиметров. Партер и братские могилы обрамлены с двух сторон рядами саркофагов, подводящих к главной скульптуре и составляющих вместе с ней единый комплекс.
Саркофаги, заключенные в бортовые камни, имеют высоту 3,5 метра и длину 4,9 метра. Они приподняты над уровнем аллеи и покоятся на гранитных цоколях; “саркофаги обращены своими торцами к центру партера. Их продольные поверхности с барельефами хорошо рассматриваются с больших расстояний. Изображения на боковых стенах саркофагов представляют собой скульптурные рельефы с максимальным выносом отдельных пластических точек до 10 сантиметров. Скульптурные фигуры имеют размер около полутора натуральных размеров; каждое изображение представляет собой рельеф размером 12 кв. метров.

Рельефы вырубались на месте после того, как были уложены блоки.

Рассматривая рельефы саркофагов, посетители мемориала знакомятся с высеченной на камне историей героической борьбы нашего народа против фашистских захватчиков. Она повествует о высоком патриотизме советского народа, о мужестве его воинов в период Великой Отечественной войны. На торцах саркофагов вырублены в камне и украшены позолотой надписи, содержащие высказывания товарища И.В. Сталина о Великой Отечественной войне, характеризующие сущность этой войны и историческую роль Советской Армии в великой борьбе за мир и демократию. Один из рельефов изображает горящие дома и страдания народа. К столбу привязана девушка, несмотря на муки, которым ее подвергли, лицо девушки выражает гордость и большую, несокрушимую волю. Другой рельеф выполнен на тему партизанской войны. Простыми и лаконичными средствами, не разрушая плоскости фона, мастер передал густые переплетающиеся ветви леса, героические образы советских людей - грозных народных мстителей.

Единство фронта -и тыла, всенародная поддержка, которую оказывал весь советский народ своей родной армии, отображены на другом саркофаге. "Успехи Красной Армии были бы невозможны без поддержки народа, без самоотверженной работы советских людей на фабриках и заводах, шахтах и рудниках, на транспорте и в сельском хозяйстве"[i]. Эти слова товарища Сталина иллюстрируются рельефом, где на фоне памятника Минину и Пожарскому, символизирующего великий патриотизм нашего народа, изображены советские люди, отдающие свои трудовые сбережения на вооружение армии.

Второй рельеф этого саркофага изображает героев тыла работницу, рабочего, колхозницу, инженера, передающих вооружение своей Советской Армии. Запоминаются фигуры девушки, вручающей бойцу автомат, солдата в плащ-палатке, принимающего оружие от своего народа.

На одном из саркофагов под знаменем с барельефом Ленина на фоне Кремля изображен могучий строй советских воинов грозной, несокрушимой лавиной устремляющихся на врага.

Трудную задачу выражения этой темы скульптор великолепно решил условной перспективой шеренг, не разрушающей вместе с тем плоскости саркофага. Второй рельеф, иллюстрирующий эти слова, изображает клятву бойцов при вручении им гвардейского знамени.

Только советские люди способны на такие подвиги, как подвиг Александра Матросова, Зои Космодемьянской, панфиловцев и других героев, без колебания отдавших свою жизнь за социалистическое Отечество. Это был массовый героизм народа.

Громада вражеского танка надвигается на героя, советский воин со связкой гранат бросается под танк, чтобы остановить врага. И вместе со сломанным молодым деревцем кончается молодая жизнь советского патриота. Но враг остановлен. Второй рельеф этого саркофага иллюстрирует бессмертные подвиги воинов, грудью своей прикрывавших амбразуры фашистского дзота.

Беспримерный славой покрыли себя защитники городов-героев. Об этой героической эпопее рассказывает один из саркофагов.

Враг разгромлен. Советская Армия освобождает порабощенные гитлеровскими захватчиками народы Чехословакии, Польши, Румынии, Болгарии, других стран центральной и юго-восточной Европы. Как своих долгожданных сыновей, встречают народы мира советских воинов. На очередном саркофаге показана эта трогательная встреча.
На крайнем в ряду саркофаге посетитель видит советских людей, отдающих последние почести павшим героям. Закончилась выразительная скульптурная сюита, в монументальных формах раскрывающая перед посетителями мемориала летопись Отечественной войны. Образы, созданные скульптором Е.В. Вучетичем, глубоко волнуют и надолго запоминаются.

Большой зеленый курган диаметром 62 и высотой 9,5 метра, завершенный тремя гранитными уступами, служит основанием круглого постамента высотой 8 метров, выложенного из белого камня. На постаменте высится 13-метровая бронзовая статуя советского воина-освободителя. Его лицо словно хранит отблеск последней решающей битвы. В руке карающий меч. У ног поверженная свастика, как раздавленная змея. А к плечу доверчиво прижалась спасенная им крохотная девочка, ради счастья которой прошагал солдат фронтовыми дорогами от стен Москвы до Берлина, от берегов Волги до Шпрее. Таким запечатлен наш воин- освободитель в благодарной памяти народов.
На курган, к перспективному порталу, обрамляющему вход в мавзолей, ведет гранитная лестница. Мавзолей представляет собой круглый мемориальный зал, расположенный внутри постамента. От наружного пространства зал отделяется только художественной бронзовой решеткой, заменяющей дверь.
Зал имеет высоту около 6 метров. Стены его покрыты смальтовой мозаикой, изображающей народы, приносящие лавровые венки и склоняющие знамена перед памятью своих освободителей. Торжественна цветовая гамма мозаики: на общем золотом фоне - алые и пурпурные знамена, зеленые венки с лентой, на которой начертано: "Героям великой Руси".

Автор мозаики художник А.А. Горпенко хорошо передал гордую скорбь советских людей, признание народами всего мира величия подвига Советской Армии.

Композиция мозаичного панно строится соответственно форме зала - по кругу; Безграничную скорбь выражают лица и фигуры женщины с ребенком, рабочего...[ii] В центре, по оси входа, коленопреклоненные советские бойцы возлагают венок. Над ними скорбное лицо Матери. Далее движется процессия, впереди твердой поступью идет советский человек, несущий развевающееся красное знамя страны, победившей фашизм.

Под мозаичным панно устроен небольшой цоколь из красного мрамора, пол выложен из плит шлифованного красного гранита. Купол зала, облицованный белой мозаикой, завершается бронзовым венком, покрытым сусальным золотом. Диаметр  венка  - 3 метра. В ценре купола находится люстра в виде ордена Победы. Ее диаметр 2,5 метра, она выполнена из хрусталя и рубинов, в бронзовой позолоченной оправе, хорошо освещает зал (помимо дневного света, мягко льющегося из портала и дающего яркие блики на золоте мозаичных стен). В центре зала на постаменте из черного лабрадора стоит золотой ларец, в котором хранится книга с именами героев, павших в боях за Берлин. Эта книга в красном сафьяновом переплете с орнаментальными бронзовыми застежками состоит из листьев пергамента, на которых написаны имена героев, покоящихся на территории мемориала. Ларец закрыт небьющимся прозрачным орнаментальным стеклом.

Боковые аллеи многолетних платанов, находящихся на верхней террасе, направлены к выходам с территории памятника. На аллеях расположены основные братские могилы советских воинов, погибших при штурме Берлина, похороненных здесь в І9451948 годах. Вдоль аллей установлена художественная ограда, окружающая всю территорию Центральной части ансамбля. Протяженность ее 900 метров, высота 3,2 метра (без гранитного цоколя). Вместе с гранитным цоколем, если смотреть извне, высота ограды достигает 4,5 метров. На цоколе установлены гранитные квадратные столбы в виде небольших обелисков.

Среди мемориальных сооружений, посвященных военным событиям, этот памятник занимает совершенно особое место. В его монументальных формах отображены не только военный апофеоз Великой Отечественной войны, но и крупнейшее политическое событие мировой истории - победа первой в мире страны социализма над силами фашизма, превосходство социалистической идеологии над звериной идеологией империализма.
Для сооружения памятника потребовалось около 40 тыс. кубометров гранита. На территории ансамбля высажены десятки тысяч кустов и деревьев, уложено около 10 км бордюрного камня. Площадь каменной орнаментальной мозаики составляет 3000 кв. метров, площадь рельефов на саркофагах - 384 кв. метра. Для оформления стен мавзолея набрано около 50 кв. метров художественной смальтовой мозаики.

Особые трудности представляло изготовление в больших масштабах и в чрезвычайно сжатые сроки скульптур и орнаментов из камня. Ряд заказов для строительства выполнялся на заводах. На самой площадке были организованы гранитные цехи, где производилась обработка деталей главного монумента, саркофагов, скамей, цоколя. ограды и др. Гранит был здесь одновременно и несущим и облицовочным материалом.
В процессе сооружения памятника авторам пришлось провести большую работу по уточнению отдельных форм и размеров архитектурных и скульптурных элементов. Помимо макетирования в гипсе всех сложных профилей и орнаментальных элементов, широко применялось создание макетов в натуральную величину, причем иногда в материале натуры. Такая организация работы дала возможность, верно, определить формы и размеры элементов всего ансамбля и его отдельных сооружений.

В натуральную величину изготовлялся макет мавзолея. На стенах был закреплен картон с рисунком будущей мозаики. В процессе работы с макетом решались вопросы масштаба и композиции мозаики, освещения зала и т.д.
Опыт работы на строительстве памятника показал, что подобное макетирование чрезвычайно полезно, а для некоторых архитектурных и скульптурных работ совершенно необходимо.

Важным разделом явилось создание монументальной 13-метровой статуи воина освободителя. После выполнения скульптором Е.В. Вучетичем модели статуи в масштабе 1/5 натуральной величины было произведено увеличение ее до размеров натуры.

Затем со скульптуры были сняты гипсовые формы, По этим формам на ленинградском заводе «Монумент-скульптура» была отлита статуя в бронзе. Следует отметить большое мастерство рабочих и внимание к выполнению почетного задания со стороны всего коллектива завода, Отливка была сделана мастерски и в короткие сроки. Монтаж скульптуры на постаменте осуществлялся частями, которые между собой сбалчивались, а швы зачеканивались. Специальный лаз, оставленный в бронзовом литье, позволял производить монтаж изнутри.
Большой комплекс работ представляло сооружение саркофагов.  Все рельефы саркофагов выполнялись в натуральную величину из глины, формовались и отливались из гипса. Затем они пунктировались, т.е. переносились на камень, прямо на строительной площадке, Где к этому времени были сооружены сами саркофаги, имевшие выпуски камня для вырубания рельефов. Уже на месте, по камню, скульптор заканчивал рельеф.

Основные работы по озеленению территории памятника производились заблаговременно с тем, чтобы можно было заменить не привившиеся деревья. Это обеспечивало полноценность всех посадок. Благоустройство территории проводилось планомерно, с таким расчетом, что к моменту окончания строительства были закончены и все работы по благоустройству.



[i] Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. -М.: Госполитиздат, 1950. - СС. 88,89.
[ii] Одну из центральных фигур этого мозаичного панно - женщину, держащую цветы, художник создал, глядя на позировавшую ему сотрудницу управления строительства мемориалов Лидию Михайловну Тулупову.
Выпускница десятого класса подмосковной школы, она с первых дней воины, вместе с сотнями и тысячами своих сверстниц, работала на строительстве оборонительных рубежей. В конце 1942 года добровольно ушла в военно-строительное подразделение. Дошла до Берлина. Многие годы работала в организациях Министерства обороны.

Posts from This Journal by “Трептов-парк” Tag

  • Кравцов Г.Л. Память... Часть 14

    Послесловие Давно отгремела великая битва на Волге. Время и ветры зарубцевали раны земли, сровняли противотанковые рвы, доты и дзоты. Заросли…

  • Кравцов Г.Л. Память... Часть 12

    Потуги фальсификаторов Чем дальше в глубь истории отходят от нас грозные годы войны, тем полнее и ярче проявляется величие героических подвигов…

  • Кравцов Г.Л. Память... Часть 12

    Снова описания и эскурсы в историю Трептов -парка, и про мемориал в Панково, который действительно незаслуженно забыт. В 2013 году Германия за свой…

  • Кравцов Г.Л. Память... Часть 10

    Крах величия Гитлер, одержимый манией величия, опьяненный легкими победами в странах Западной Европы, уверовав в непобедимость своего воинства,…

  • Кравцов Г.Л. Память... Часть 9

    Гранитный клад Однажды в управление строительства вошел незнакомец, измученного вида человек, средних лет и попросил, чтобы его принял по очень…

  • Кравцов Г.Л. Память... Часть 8

    Очередная часть воспоминаний, которая рассказывает о трудностях поиска в Берлине погибших и установления их имен. Перезахоронение В поверженном…

  • Кравцов Г.Л. Память... Часть 7

    Очень интересная часть о том, как мемориалы в Берлине строили немецкие частные фирмы и немецкие строители, строившие в свое время зенитные башни -…

  • Кравцов Г.Л. Память... Часть 6

    У высшего начальства Однажды, будучи в Москве по делам службы, автор этих строк обратился к начальнику Управления оборонительного строительства…

  • Кравцов Г.Л. Память... Часть 5

    Пятая часть воспоминаний об увековечивании памяти погибших в Великой Отечественной Войне. Первые трудности Множество препятствий встретили…


promo gistory март 6, 2014 20:25 14
Buy for 1 000 tokens
Ищу родственников тех, кто строил оборонительные на московском направлении, а также любую информацию связанную с этим. Воспоминания, фотографии, газетные вырезки, все что может рассказать о событиях лета-осени 1941 года. Значительную долю строителей составляли москвичи, но вместе с ними работали…