?

Log in

No account? Create an account
gistory, Gistory_ru

gistory


gistory

История с Географией


Previous Entry Share Next Entry
Строительство железной дороги Старый Оскол - Ржавы"
gistory, Gistory_ru
gistory
Продолжение статьи из 1959 года


Контрнаступление советских войск севернее Курска началось еще в ходе оборонительных боев на основном участке, а на юге Курского выступа - сразу же после того, как немецко-фашистские войска были отброшены, в исходное положение. Контрнаступление под Курском переросло в грандиозное наступление Советской Армии почти на всем советско-германском фронте от Волхова до берегов Азовского моря.

Наряду с организацией строительства оборонительных рубежей Курский областной Комитет КПСС должен был выполнять и другую важную задачу - наладить помощь Советским войскам в строительстве новых железных: дорог в районе Курского выступа. Подвоз грузов для войск Центрального и Воронежского фронтов осуществлялся через Курский железнодорожный узел по единственной железнодорожной магистрали Курск - Щигры - Касторная, которая давала выход на соседние железные дороги.

Эта дорога была основной коммуникацией Центрального фронта, и для нужд Воронежского фронта в сутки пропускалось не более двух-трех пар поездов, что ставило войска в трудное положение. 6 июня Военный Совет Воронежского фронта направил председателю Государственного Комитета  Обороны СССР И. В. Сталину телеграмму, в которой говорилось: «Воронежский фронт не имеет своей железнодорожной коммуникации, пользуясь для подвоза грузов снабжения железной дорогой Касторная - Курск Центрального фронта, пропускная способность, которой не обеспечивает нужды двух фронтов, что особенно отражается на перевозках Воронежского фронта. _ Железнодорожные узлы Курск и Касторная подвергаются систематическим налетам авиации противника, что создает еще большее затруднение в подвозе. Чтобы обеспечить самостоятельное питание фронта и возможность направления потоков перевозок через Касторную и Валуйки, без захода в Курский ж. д. узел, Военный Совет Воронежского фронта просит»:

  • а) разрешить постройку железнодорожной линии Старый Оскол - Ржава, общим протяжением 95 км, включая и станционные пути;

  • б) обязать Курский обком КПСС и облисполком выделить для работы на строительстве 20 00.0 человек местного населения и тысячу подвод сроком на месяц.


8 июня 1943 г. Государственный Комитет обороны принял постановление о строительстве железной дороги Старый Оскол - Ржава. В постановлении были определены сроки строительства -начать 15 июня и 15 августа открыть движение. Курскому обкому партии и облисполкому предлагалось направить на строительство 20 тысяч человек.
14 июня обком партии специальным постановлением определил роль парторганизации в выполнении задачи, поставленной Государственным Комитетом обороны Союза ССР перед Советской Армией и трудящимися 1 Курской области:

  1. Мобилизовать на все время строительства 20 тысяч человек, тысячу подвод.

  2. В каждом районе создать строительную колонну во главе со вторым секретарем райкома. Колонну разбить на отряды по 100 человек в каждом, утвердив начальников отрядов и их заместителей по политчасти на бюро партийного комитета. ” 3. Областному комитету комсомола направить на строительство четыре тысячи комсомольцев, создав из них комсомольские рабочие отряды.

  3. Районным комитетам партии создать в колонках и отрядах партийно-комсомольские группы, поставив главной задачей организацию социалистического соревнования среди строителей. Создать в колоннах агитколлектины.

  4. Газете «Курская правда» организовать выездную редакцию.

  5. Учредить переходящее Красное знамя обкома и исполкома областного Совета депутатов трудящихся.


В постановлении предусматривалось обеспечение строителей газетами, литературой, кинопередвижками. Предлагалось создать несколько театральных коллективов для культурного обслуживания строителей.
Районные комитеты партии под руководством Курского обкома за короткое время проделали большую организационную работу. В области было создано 32 рабочих колонны, по числу районов, участвовавших в строительстве дороги. В каждой колонне были созданы отряды. Во главе отрядов и бригад партийные комитеты поставили проверенных коммунистов и комсомольцев.  Чтобы ускорить строительство дороги, райкомы партии мобилизовали для работы на стройке не 20 тысяч, как указывалось в постановлении обкома КПСС, а 25 тысяч человек.

С большим желанием шли люди на строительство, бросив самые неотложные дела в колхозах и на предприятиях, шли помогать Советской Армии бить врага. С 15 по 17 июня на трассу явились жители большинства районов.
В каждой колонне были созданы партийно-комсомольские группы, которые в первые же дни провели большую работу по организации социалистического соревнования среди строителей4. 24 июня строители Пристенского района выступили с обращением ко всем колхозникам и колхозницам, ко всем трудящимся, работающим на стройке. В обращении говорилось: «Дорогие товарищи! Партия и правительство призвали нас на строительство одного из важнейших объектов. Перед нами поставлена задача доброкачественно закончить все работы, по-фронтовому выполнить задание. …Мы призываем Вас, дорогие товарищи, работать по-фронтовому, шире развертывать социалистическое соревнование. Не пожалеем сил для большевистской работы... Наш девиз -работать за двоих, за троих». Пристенцы призывали закончить строительство дороги не к 15 августа, как было сказано в постановлении Государственного Комитета обороны СССР, а к 15 июля, то есть на месяц раньше.

На всей 100-километровой трассе строительства в колоннах были проведены митинги, на которых обсуждалось обращение пристенцев. Выступавшие на митингах поддержали их инициативу и обратились к Курскому обкому с просьбой сократить срок строительства на месяц. Обком КПСС, рассмотрев просьбу трудящихся, передал ее в Государственный Комитет обороны и в результате был установлен новый срок окончания стройки 20 июля 1943 года. Большую роль в сплочении многотысячного коллектива строителей, пришедших из разных районов области, в единую боевую семью и в мобилизации трудовых усилий трудящихся на высококачественное и досрочное выполнение строительства железной дороги сыграла политико-воспитательная работа, которую развернули на стройке обком и райком КПСС и партийно-комсомольские группы, созданные в колоннах.

В соответствии с решением бюро обкома была организована выездная редакция «Курской правды», которая начала регулярно издавать на строительстве малотиражную газету «Курская правда на стройке». Газета повела активную агитацию за развертывание социалистического соревнования на строительстве: в каждом номере приводилась обстоятельная информация о ходе соревнования, освещался опыт передовых участков. В газете был организован уголок «Лучшие люди стройки». Газета не только называла имена передовиков, но и умело пропагандировала их опыт, популяризовала методы труда, которые помогали добиться высокой производительности, печатала выступления передовиков на своих страницах? С другой стороны, газета систематически помещала материалы о недостатках в работе на стройке, ориентируя строителей на их исправление.

Коммунисты повседневно разъясняли строителям, что от их труд на стройке зависит успех Советской Армии, что фронт очень нуждается в дороге, которую они строят, неустанно напоминали им об опасности, нависшей над их родным Курским краем, о словах В. І×І. Ленина: «Раз война оказалась неизбежной - все для войны...»
Коммунисты воспитывали в трудящихся выдержку, упорство в борьбе.  Под их руководством большинство строителей добились значительного повышения производительности труда. Так, трудящиеся Беловского и Волоконовского районов, борясь за досрочное окончание работ, добились средней выработки на каждого работающего 6 кубометров земляных работ при норме 3,5 кубометра, трудящиеся Чернянского, Тимского, Советского районов - 5 кубометров и т. д. За самоотверженную работу на стройке в июле командование наградило многих строителей правительственными наградами «Курская правда на стройке» организовала на своих страницах выступления награжденных. Одна из них Клавдия Карманова  писала: «День 7 июля останется в моей памяти... в этот день я получила медаль «За боевые заслуги».  Выступления способствовали патриотическому подъему среди строителей, вдохновляли их на новые трудовые подвиги.

Значительную работу среди строителей-вели районные газеты. Некоторые райкомы организовали даже специальные выпуски газет для строителей своих районов. Так, Касторненский райком партии издавал газету «Путь колхоза на стройке».

В каждом отряде и бригаде систематически выпускались «боевые листки» и стенные газеты, в которых освещались самые животрепещущие вопросы строительства. За время работы на стройке коммунистами и комсомольцами было выпущено 10 050 боевых листков и стенных газет. Трудяшимся было доставлено более 189 тысяч экземпляров центральных, областных и армейских газета.

Областной комитет и райкомы партии направили на стройку 1055 лекторов и агитаторов. из числа наиболее подготовленных коммунистов и комсомольцев. За месяц они провели 3387 докладов и несколько тысяч бесед. Трудящихся регулярно информировали о положении на фронтах Отечественной войны, о ходе социалистического соревнования на строительстве.

Проводимая политико-массовая работа способствовала дальнейшему развитию социалистического соревнования среди строителей. С каждым днем росли ряды передовиков производства. За 15 дней июня было сделано больше половины всех земляных работ1. Начатое пристенцами социалистическое соревнование охватило всю стройку. Соревновались колонны и отряды, бригады и звенья. Большой размах приобрело индивидуальное соревнование, также способствовавшее росту производительности труда строителей.
5 юля на стройке стало известно, что гитлеровцы перешли в наступление. 6 июля секретарь Курского обкома КПСС т.  С. И. Черников провел совещание коммунистов, на котором было решено объявить на стройке фронтовую пятидневку.

Коммунисты и комсомольцы разъяснили обстановку, сложившуюся на фронте, и призвали трудящихся ускорить строительство дороги за фронтовую пятидневку закончить земляные работы. Уже в первый день фронтовой пятидневки многие колонны перевыполняли нормы. Так, под руководством коммунистов в колонне Касторненского района развернулась напряженная борьба за выполнение взятых обязательств. Уже 7 июля 70 строителей этой колонны выполнили нормы более, чем на 200%.  Командование высоко оценило трудовой героизм строителей, наградив многих из них правительственными наградами, почетными грамотами и денежными премиями.
Верными помощниками коммунистов были комсомольцы. Они работали на самых трудных участках стройки-там, где требовалась стойкость, выносливость, самоотверженность, и вели за собой всю молодежь. Обком комсомола направил на стройку 3868 лучших комсомольцев. На строительстве было создано 118 комсомольско-молодежных бригад.

О большой напряженности работы на строительстве и самоотверженности трудящихся в дни фронтовой пятидневки свидетельствуют такие факты. За 10 дней июля в районе села Заломное была закончена трудоемкая насыпь длиной в один километр и высотой до шести метров, вручную было насыпано 46 445 кубометров земли. Строители Волоконовского района вынули 80 тысяч кубометров земли при задании 50 тысяч кубометров. Более 300 строителей этой колонны командование наградило почетными грамотами и денежными премиями. Высокой выработки на каждого строителя добились почти все колонны.

Строить дорогу приходилось в сложной обстановке. Строители знали, что на территории их районов идут ожесточенные бои, и хотя у многих дома остались дети, родные и близкие, никто не покинул стройку. В самоотверженном труде и великих испытаниях еще больше крепла социалистическая сознательность советских людей, повышалась их дисциплина и  организованность. На строительстве стало известно, что в результате сильного артиллерийского обстрела и непрерывных бомбежек с воздуха на территории Беленихинского района сожжено 1273 хозяйства колхозников, а в семи сельских советах Прохоровского района сожжена тысяча хат колхозников и убито до 200 мирных жителей. Но эта весть о новых зверствах немецко-фашистских захватчиков вызвала не растерянность и панику, а прилив нового трудового подъема. Из двух тысяч колхозников этих районов никто не покинул стройку. Горя священной ненавистью к врагу, люди работали с еще большим напряжением.

Строительство новой дороги Старый Оскол - Ржава было закончено за 32 дня, на месяц раньше первоначального-срока, назначенного Государственным Комитетом обороны СССР, и на три дня раньше нового, сокращенного срока. 16 июля по железной дороге Старый Оскол – Ржава было открыто рабочее движение, а уже 20 июля по ней к фронту двинулись эшелоны с боевой техникой и боеприпасами. Это было в то время, когда войска Воронежского и Степного фронтов готовились к переходу в контрнаступление на Белгородско-Харьковском направлении н фронт особенно остро нуждался в непрерывном подвозе оружия и боеприпасов.

Трудящиеся области и советские воины сделали вручную 800 тысяч кубометров земляных работ, построили 56 искусственных сооружений, общей протяженностью 750 погонных метров, два пункта водоснабжения, 8 остановочных пунктов. Это стало возможным только благодаря массовому трудовому героизму строителей.
В связи с досрочным завершением строительства железной дороги Военный совет Воронежского фронта обратился к строителям с приветственным письмом, в котором писал:
«Поздравляю... бойцов, командиров железнодорожных частей и спец-~ формирований фронта, колхозников и колхозниц Курской области, участвующих в строительстве, с успешным окончанием стройки новой железнодорожной линии.
Военный Совет выражает твердую уверенность, что бойцы, командиры железнодорожных частей и спецформирований, колхозники и колхозницы Курской области и впредь приложат все усилия на окончательный разгром  немецко-фашистских захватчиков.

Командующий войсками Воронежского фронта генерал армии Ватутин
Члены Военного Совета Воронежского фронта Генерал-лейтенант Хрущев, Генерал-лейтенант Корниец».


За самоотверженный труд по выполнению задания Государственного Комитета обороны Союза ССР и проявленные при этом самоотверженность и мужество 400 строителей были награждены орденами и медалями Советского Союза, в том числе 50 коммунистов, 113 комсомольцев, 17 секретарей райкомов, 17 комсомольских работников.
Гитлеровское командование понимало большое значение новой железной дороги. В июле и августе противник систематически забрасывал в район дороги диверсионные группы с заданием вывести дорогу из строя. Так, 28 июля на территории колхоза «Наш путь», Ястребовского района было задержано два парашютиста. В ночь на 30 июля здесь было задержано еще четыре парашютиста. Все диверсанты имели одно и тоже задание - вывести из строя железную дорогу Старый Оскол – Ржава.

Несмотря на все старания врага нарушить движение по новой дороге, она бесперебойно работала. Трудящиеся окружающих районов создали железный заслон против врага. Более 40 истребительных батальонов,  созданных в области, бдительно охраняли ближайший тыл Советской Армии.

Битва под Курском летом 1943 г., являясь одним из важнейших событий в ходе Великой Отечественной войны, вместе с тем была наиболее строгим и суровым испытанием для областной партийной организации и всех трудящихся Курской области. Своим участием в борьбе за обеспечение победы советских вооруженных сил над врагом в этом историческом сражении курские коммунисты проявили те драгоценные качества, которые партия в течение десятилетий воспитывала у всех парторганизаций и каждого коммуниста в отдельности,-ясность понимания обстановки и цели борьбы, творческую инициативу, умение находить в соответствии с условиями обстановки наиболее действенные формы мобилизации масс на борьбу за выполнение стоящих задач, величайшую выдержку, дисциплинированность и самоотверженность в борьбе. Благодаря этим качествам, парторганизации области с честью выполнила задачи, которые возлагала на нее в те суровые дни партия во главе с Центральным Комитетом и сыграла значительную роль в обеспечении разгрома немецко-фашистских полчищ в битве под Курском.





promo gistory март 6, 2014 20:25 14
Buy for 1 000 tokens
Ищу родственников тех, кто строил оборонительные на московском направлении, а также любую информацию связанную с этим. Воспоминания, фотографии, газетные вырезки, все что может рассказать о событиях лета-осени 1941 года. Значительную долю строителей составляли москвичи, но вместе с ними работали…

  • 1
только не Волкова, а Волхова.

Да точно, не отловил после распознавания.

  • 1