gistory, Gistory_ru

gistory


gistory

История с Географией


Previous Entry Share Next Entry
Про хутор Плавненский
gistory, Gistory_ru
gistory
Своего рода продолжение поста про капитана Лагуту в двух частях. Рассказывает о тяжелейших боях на Кубани.

Оригинал взят у kulenovich в про хутор Плавненский
Этот пост то-ли про открытие мотосезона, то-ли о взаимосвязи всего на земле.

Так как открытие сезонов покатушек было уже много раз, и никого этим не удивить, то расскажу вкратце, на практическом примере, про эффект бабочки.

Где-то далеко-далеко в архиве человек перевернув очередную страницу документов, тем самым, вызвал целую цепь событий: из-за этой бумажки кто-то нашел новых друзей, у меня появился повод еще раз вспомнить и написать историю своей семьи, кто-то обиделся, а все вместе мы прикоснулись к истории нашего края.
В частности оказалось, что не взирая на мои неоднократные поездки по местам боевой славы на Кубани, в моем журнале не хватает многих исторических постов. Потому что вместо текста, я делал видео. А фоток и текста не осталось. Так что есть повод подробно рассказать про этот первый маршрут в этом году 24февраля.

В очередной раз подтвердилось, в свободном доступе в нет нет "канонического" рисунка или схемы "Голубой линии". Пришлось перелопатить весь свой журнал и нет в поисках уточняющих документов. В итоге пришлось самому делать и проверять рисунки для этого поста.
Вот такой вот эффект бабочки.


Итак, прежде чем читать дальше мою сказочку, настоятельно советую прочесть пост gistory http://gistory.livejournal.com/298999.html Без него дальнейшее понимание мотива поездки и мой исторический экскурс будет непонятным.


Вместо предисловия.
После окончания Сталинградской битвы, в январе-феврале 43-го года, экспедиционный немецкий корпус, бодро наступавший на Кавказ, "вдруг" прекратил боевые действия по овладению Владикавказом и срочным порядком "почему-то" стал спешно откатываться назад на Кубань.
Так началось освобождение Кубани.
В трудных условиях отсутствия всего необходимого, началось наше контрнаступление на Таманском полуострове. Немцы отступали так быстро, что Красная Армия не успевала их догонять. В январе-феврале месяце проливные дожди (асфальта еще не было на дорогах) мешали продвижению армии. Из-за отсутствия удобных дорог и лошадей артиллерийские части отстали. Танков было мало, автотехники тоже не хватало. Двигаться по грязи могли только пешие отряды, которые и гнали немцев (в отрыве от тылового обеспечения), не давая тем закрепиться на новых рубежах. Армия растянулась на десятки километров. При этом очень незначительное наше численное превосходство в солдатах.
Так было несколько недель.
Зато практически без особых усилий под контроль СССР вернулись все восточные районы Кубани.
Фашисты отступали (старались скорее закрепится) на заранее подготовленных позициях Голубой линии - оборонительный рубеж, названный так по цвету карандаша Гитлера, начертившего рубеж обороны кубанского плацдарма на большой карте обстановки в 1942году. На рисунке (карта Генштаба) красным обозначены только основные узлы.

Вот эти "красные" позиции и торопились занять фашисты.

Начало освобождения Кубани датируется 16 января 1943 года, когда первый эшелон Красной Армии начал продвижение с участка между станицей Азовской (на юго-запад 30км от нынешнего Краснодара) и станицы Ставропольской на Краснодар. Более подробно про освобождение Краснодара можно прочесть, например, вот тут

Сходу город взять не получилось. Поэтому две недели понадобилось Красной Армии, чтобы по зимнему бездорожью подтянуть достаточное количество сил и материальных ресурсов для освобождения столицы края. В пользу Красной Армии был тот факт, что:
1. оборона города была поручена румынской кавалерийской дивизии,
2. в городе действовало подпольное движение и
3. накануне в город вошел партизанский отряд.
Войска с трех сторон города перешли в наступление и за две недели упорных городских боев освободили Краснодар (12февраля1943). По сравнению с тем, что было потом, - условно можно сказать, что Краснодар немцы оставили без боя.

Дальнейшее продвижение вглубь Таманского полуострова было не таким быстрым.
"Догонявшие" фашистов передовые отряды вдруг уперлись в мощную немецкую оборону и были полностью уничтожены.
1. Не поверив в изменившуюся реальность и
2. Подгоняемые приказами Ставки с нормативами освобождения Таманского полуострова,
3. До этого не встречавшая особого сопротивления,
на повторный прорыв были брошены новые отряды пехоты, которые так же легко и без проблем были уничтожены немецкими пулеметчиками.
Что бы было понятно, надо понимать, что в 1942году представляла собой Кубань и пресловутая немецкая Голубая линия

На фото выше - летнее фото, поэтому, поднимая пыль, по степи едут машины. С зимними реалиями мало общего. Разве что голая степь. Леса на Кубани нет. Каждая ветка, которую можно сжечь в печи - на вес золота. А еще зимой на кубани много холодной воды, грязи и постоянные, пронизывающие ветры с калмыцких степей. Кое-где зимой есть камыш, которым тоже можно топить печь. Вот и все, что ждало наступающие части Красной армии. А еще немецкие пулеметы.

Дело в том, что атомная бомба – наиболее «популярное» ныне оружие (на слуху) существовало не всегда. Как ни странно. Более того, сто лет назад не существовало ни ПТУРС-ов, ни гранатометов вааааще. Даже, не было бронежилетов(!). Ваще отсталые были! Ща уже жидкая броня внедряется, а тогда, в 1943 даже ночных прицелов не было. Люди убивали друг друга по-простому - из винтовок и другого мелкого огнестрела. Поэтому самым действенным, удобным и эффективным оружием защиты был пулемет. Солдат с пулеметом, при наличии защиты, был неуязвимым и мог в одиночку контролировать несколько квадратных километров территории вокруг себя. Поэтому фортификационные сооружения (где эти самые пулеметы располагались) были актуальны. Речь идет о отдельных, хорошо спрятанных и умело примененных к складкам местности небольших укрепленных огневых точках на 2-20человек. Вот на рисуночке два ДОТа – понятно, что они успешно контролируют большой кусок местности перед собой.

Например, на картинке ниже - примерные "внутренности" маленького ДОТ-а на один пулеметный расчет, контролирующий несколько квадратных километров кубанских степей. Накрой его бетонную коробку маскировочной сеткой, забросай ветками и наступающие его не заметят до последнего момента. И даже (вдруг) появившийся танк не факт, что с ним справится.

Такие ДОТ-ы широко применялись повсеместно, например, на КУР и на линии Манергейма, во Франции, на Ржевско-вяземском оборонительный рубеж, на Киевском рубеже, etc. А на Кубани матушкой природой были созданы почти идеальные условия для создания таких оборонительных узлов. Кубань это ровная степь с разбросанными то тут, то там низенькими холмами/сопки/курганы/земляные валы. Между ними расположены неглубокими камышовые лиманы. Эти лиманы вроде, и проходимы, но мишенью при этом идущий становится идеальной. С возвышенностей немецкие пулеметчики запросто моги контролировать всю остальную равнинную территорию. Ниже на фото я это покажу. Фашистким саперам оставалось лишь слегка инженерными методами объединить разрозненные возвышенности в единую цепь обороны. Для этого у них были и инженеры и два года времени и трудовые ресурсы в лице местного населения. Так появилось много бункеров с пулеметными гнездами, десятки километров минных полей, километры колючей проволоки и траншей.

Каждая огневая точка представляла собой маленькую крепость, способную выдержать длительную осаду: помимо наземных сооружений имелись подземные помещения для личного состава, оснащенные хорошими фильтрами, большими емкостями для воды, значительными запасами топлива и продуктов. Доты поддерживали друг друга фланговым огнем, подступы к ним прикрывались минными полями, рядами проволочных заграждений, противотанковыми надолбами и рвами. Доты были замаскированы под валуны настолько искусно, что советская разведка, несмотря на все свои усилия, так и не выяснила, где проходит "линия". В то же время каждый ДОТ прикрывался 2-4 малыми ДЗОТами, которые позволяли длительное время ДОТу не вести огня и не обнаруживать себя.

А местность вокруг возвышенностей покрыта пышной равнинной растительностью - кустарник, камыш, редкие островки лиственных деревьев, песок, глина, чернозем. Тогда, 70лет назад была распахана не вся земля, как сейчас. Полей было еще мало. Не было разветвленной сети автодорог, никакой повсеместной электрификации - дикая степь, пустая после опустошительной гражданской войны. Но про гражданскую войну позже. Были редкие маленькие хутора на шесть-семь домов. Рядом с ними небольшие участки полей. Большая часть хуторов навсегда была стерта войной и не востанавливалась - некому и незачем было восстанавливать хутора на Кубани. Впоследствии на их места появились поля. И сейчас иногда в степях на месте бывших населенных пунктов стоят памятные знаки: "Тут был хутор..." Но об этом ниже. Хутора между собой соединялись тропами шириной максимум на одну телегу. Иных дорог не было. Только тропы. На весь Таманский полуостров существовала одна линия железной дороги. Вместо нынешней автодороги "Темрюк-Славянск-Краснодар" была гм.. лучше назвать это тропой, но ведь по некоторым участкам иногда ездили телеги. Гм.. Но и дорогой назвать это нельзя - иногда шириной едва два метра и камыш в два человеческих роста вплотную. С такой если оступишься и свалишься в болото, то выручать тебя будут очень-очень долго. Вобщем эта дорога длинной 140км была такого состояния, что еще в 1960годы рейсовая полуторка в кузове которой (тогда, после войны на Кубани автобусов не было) ездили люди, преодолевала этот путь за 10часов. Только в 1990-е её заменили хайвеем с четырьмя полосами в каждую сторону. И еще в 1940-м была одна основная автодорога "Краснодар-Новороссийск".

Как раз в центре Кубани на этой единственной в то время дороге "Краснодар-Новороссийск", в центре немецкой обороны располагалась станица Крымская, ныне город Крымск. На схемах выше она хорошо видна. Тогда это был большой населенный пункт с населением в десять тысяч человек. Располагался он в предгорье. Т.е дома в низине, возле речушки Адагум, у основания крутых холмов, которые начинались сразу за огородами. Как на фотографии выше. А еще в 1940-е годы Крымск был крупным центром, жд станция, мукомольный завод! А еще Крымск был и транспортным перекрестком - в нем сходились дороги из Темрюка, Новороссийска и Краснодара. Цивилизация!

Возле Крымска - немцы построили крупный и хорошо оборудованный аэродром, на котором базировалась не только немецкая истребительная авиация, но и регулярно приходящие транспортники с Крыма. Транспортными самолетами привозили грузы и вывозили раненых - надежный воздушный мост. Этот военные аэродром на том же месте, кстати, функционирует и сегодня. Все вместе было мощным оборонительным узлом - оплот «Большой головы Гота». Обойти, окружить было нельзя ибо, как написал выше, не существовало в те годы иных дорог, по которым могла бы пройти армия - справа плавни (зима, высокая вода, непроходимые камышовые болота по берегу Азовского моря, а также заболоченные поймы сразу трех рек (Второй, Адагума и Кубани), которые уже сами по себе являлись серьезной преградой для атакующих войск. А слева (посмотри картинку) - горы. Хоть и невысокие, но заросшие лесом. Горы также позволяли создать удобные оборонительные позиции против Красной Армии. Без дорог по горам техника и артиллерия не пройдет. Охотничьи тропы не в счет.

Что бы было понятно, насколько трудно было штурмовать Крымскую, сделал несколько фотографий. Одним из ориентиров в Крымске является Миг21 на холме, на объездной автодороге соединяющей Крымск с Темрюком. Возле постамента я и сделал свои фото. Вот на этом же месте и располагались фашисткие огневые точки. А красноармейцы наступали снизу на этот холм.

Вверху на фото густая темная полоска деревьев посреди частного сектора это и есть русло реки Адагум, которая затопила Крымск летом 2012. На фото ниже - как это было в 2012 году. Кстати, ровная поверхность грязной воды идеально показывает, что в мае1943года при штурме этой станицы спрятаться красноармейцам в складках местности было негде.

Думаю, помните, как летом 2012 вся страна собирала вещи, помогала Крымчанам?.
Теперь русло регулярно чистят экскаватором, создавая для дохлого ручейка канаву шириной 2 метра и глубиной метр.
А в годы войны оттуда, с юга, с долины на этот холм был оборудованн немецкими пулеметными гнездами, наступали отряды красноармейцев. Как они смогли? На этот полуобрушенный холм и сегодня снизу залезть нереально - глина и песок обсыпается под ногами. А тогда, под огнем пулеметов каково было карабкаться сюда?

А для жителей пострадавших в то наводнение выше самолета соорудили многоэтажки. Этим домам меньше 4-х лет. Над уровнем речки Адагум эти дома подняты минимум на 15метров - такова высота холма. Они первые многоэтажки построенные в этом городе за последние 40лет. На их месте в 43-м стояли пушки и минометы стрелявшие по наступающим снизу.

Но в 1943-м только через Крымск (из Краснодара) была единственная проходимая для Красной армии дорога на Таманский полуостров, и далее на Новороссийск. Иная (о ней уже написал выше) грунтовка, которая сегодня является "дублером" участка трассы М-4 "Новороссийск-Крымск- Краснодар" в те годы, хоть и отмечена на карте, но по сути была тропой не проходимой для армии.
Так что надо было штурмовать Крымск.
"Цитадель" Михалкова помните? На Кубани сложилась примерно такая же ситуация, как в фильме.

Итак, 13 февраля1943 года передовые отряды красноармейцев вышли из освобожденного Краснодара и через 70километров пути уперлись в станицу Крымскую.
Началось длительное накопление сил для штурма. Но и в этот период затишья проводились регулярные атаками (проводили разведку боем на новой линии фронта)
К слову, моя станица Славянская, которая расположена к северу от Крымска в 40км, была освобождена 23марта1943года, в период, когда происходила перегруппировка сил, и советские войска стягивались на рубеж атаки Голубой линии.

Полностью освободили Крымскую 5 мая1943года. Первая линия (только ПЕРВАЯ ЛИНИЯ) глубоко эшелонированной обороны Таманского полуострова пала! Какой ценой!! Ценой трехнедельных непрекращающихся боев! В итоге «Позиция большого Гота» разбита. Немцы отступили на свои следующие заранее подготовленные позиции. Советские войска должны были подойти и перегруппироваться.

С 6 мая наши стали прощупывать следующие немецкие позиции. Повторюсь, - «Голубая линия» представляла собой глубоко эшелонированную, хорошо оборудованную оборонительную систему. Посмотрите количество красных линий обороны на карте генштаба. Весь полуостров превращен в укрепрайон. От одного участка укреплений до другого не более 20км.
карта
Освобождение Крымска не означало освобождение полуострова. Он был одим из многих (хоть и важный) узлов обороны. Да, ключевой узел автодорог и разбитой жд станции перешел под контроль Красной армии, но с трех сторон этот освобожденный узел простреливался немецкой дальнобойной артиллерией с других хорошо подготовленных позиций. Но невосполнимые человеческие потери за этот город были очень велики. Чтобы восстановиться, понадобилось три недели на пополнение личного состава и подвозку боеприпасов.

В нашу пользу, - успехи на иных участков фронта, улучшили обеспечение и на Таманском полуострове. К весне 43-го заработали на полную мошь эвакуированные в тыл заводы и к маю на Тамани появилась в достаточном количестве и мощная артиллерия, и танки не единичные, а десятками, улучшилось снабжение и питание. В рядах войск появилась даже маскировочная рота и надувными танками. А при атаках использовалась дымовая завеса. Наконец-то в воздухе установилось равновесие а потом и полная победа нашей авиации. Использовались десанты со стороны азовского моря.

26 мая начались бои за освобождение высоты 121.4 - Сопки Героев, расположенной в десяти км от Крымска. Она - очередной узел обороны Голубой линии. На картинке ниже зеленым значком показана Сопка Героев - высота 121,4.

А вот так она выглядит на гугловской 3D карте. Видно, что она расположена в предгорьях. На фоне общей равнины эта доминирующая сопка с пологими склонами не очень то и видна. Но с неё контролируется дорога "Крымск-Варениковская".

3D картинка повернута так, как её видел штурмующий из Плавненского капитан Лагута. Посреди снимка слева направо дорога "Крымск-Варениковская". В то время, да, впрочем как и сейчас, высота дорожного полотна над уровнем местности - нулевая - спрятаться под откосом бойцам невозможно. Внизу картинки - хутор Плавненский, справа - Киевское, тоже превращенное немцами в Крепость - смотри карту Генштаба. Если захватить высоту, то с неё вся оборона немцев в Киевском как на ладони.

Высоту штурмовали не с фронта (не с востока), а во фланг немецких укреплений. На картинке эта стрела наступления вдоль дороги Крымская-Варениковская - с той стороны , где немцы не успели укрепить свою оборону, где у них было меньше пулеметов.

Высота 121,4 несколько раз переходила из рук в руки. Бои были жестокие. С потерей высоты рушилась немецкая оборона на десятки километров, поэтому контратаки с одной и другой стороны были по несколько раз в день. И с той и с другой стороны активно действовала авиация. Бомбардировщики и штурмовики постоянно висели над полем боя. Все это подробно описано в литературе. Скажу лишь, что бои за эту высоту, которая сегодня стала мемориалом длились примерно пять-семь дней. Уже 30мая по радио. в сводке СовИнформБюро, рассказывая про ожесточенные бои за Кубань, эту высоту Левитан назвал Сопкой Героев. Так это название и закрепилось.

Сейчас Сопка Героев – это две мемориальные аллеи, расположенные перпендикулярно друг другу, которые представляют собой, с высоты птичьего полета, крест. Про сам мемориал на Сопке Героев я уже писал http://kulenovich.livejournal.com/134756.html - повторяться не хочу. Желающие по ссылке могут посмотреть мой прошлогодний отчет. За год вряд ли что изменилось - сегодня не до жиру. На фото ниже мы выезжаем с хутора Плавненского. Прямо перед нами отстойник жд составов, а над крышами жд вагонов в паре километров перед нами выглядывает вершина Сопки Героев.

Исходным рубежом красноармейцев для штурмы Сопки Героев были остатки хутора Плавненского. Среди руин саманных домов готовились идти на штурм красноармейцы. В их числе был и щтрафник-орденоносец капитан Лагута Н.Е. Впрочем, пребывание в штрафном батальоне стирает/все привелегии и заслуги. Никто не смотрит ни на твое звание, ни на твои ордена. Был просто боец Лагута Н.Е.
Пока я тщательно и дотошно штудировал весь список имен на памятнике, Сережа с Оксаной шустренько отфильтровали по алфавиту нужную фамилию. Вот она.

Сам памятник ничем не отличается от десятка подобных в каждом населенном пункте вдоль линии наступления Красной армии. В каждом хуторе стоят подобные памятники. Многие из них видны с дороги. Точно так же и в Плавненском.

Ныне хутор Плавненский - тихое болото в прямом и переносном смысле - вода после бесконечной череды зимних дождей уже не впитывается землей и стоит вровень с поверхностью. Людей почти не видно. Полуживое-полумертвое.

Памятник находится практически в центре хутора. Так сказать, на Форумной площади.

Прочитав его документы, меня не очень удивил факт его попадания в штрафбат. Но об этом позже.

Кое-где в огородах опоздавшие сельчане торопятся до дождя сажают картошку. Видны ммотоблоки, ведра с посевным материалом - знакомая и привычная с детства работа.
Кадр напоследок. Центр хутора.

Отдав дань уважения герою, сфотографировав могилу и окрестности, по прекрасной дороге мы поехали к следующему узлу обороны Голубой Линии - Светлый Путь, он же Красный Октябрь. До него 30километров через несколько станиц и хуторов. В каждой станице подобный памятник.

..

Три весенних месяца топталась Красная армия перед населенным пунктом (повторюсь, 10 тыс населения в те годы). Надо ли говорить, что Крымск в ходе освобождения был почти полностью стерт с лица земли? Из 10тысяч населения, освободителей встречало несколько сотен человек. Кстати, воспоминания моих родных не стыкуются с военными фотографиями, где красноармейцы-освободители маршируют на фоне домов. Домов-то в прямом понимании не оставалось.
Например, в соизмеримой по размерам станице Славянской, где проживали мои родные, после освобождения уцелело не более десятка домов на всю станицу. Возле дома дедушки и бабушки несколько десятилетий сохранялось проседание земли в воронке от большой бомбы (4-5метров диаметров). Эта, наверно, полутонная бомба упала аккурат между двумя саманными домами на границе двух участков. Старенький соседский дом смело взрывной волной напрочь, а дедушкин (1905года постройки) почти не пострадал и простоял еще до 1989года. Возле воронки нельзя было строить - фундаменты построек все время проседали/ломались в сторону ямы. Разбирая дом в 1989, обнаружил в его соломенных матах стен кусочки железа - застрявшие осколки.
..
Немецкие Ju-87 нещадно бомбили единственный (повторюсь - ЕДИНСТВЕННЫЙ на сотни километров) нормальный деревянный мост через реку Протоку в Славянской. Мост сохранили - уцелел. Служил и после войны. Его деревянные сваи (остатки) и сейчас видны при низкой воде. Причем, что примечательно, в ходе боев за освобождение, уцелело два кирпичных дореволюционных купеческих дома в Славянской возле моста через реку Протоку. Это были единственные кирпичные дома (купеческие) на всю станицу Славянскую. Кстати, один из них (нынешняя музыкальная школа) показана на картинке в википедии Во втором двухэтажном кирпичном доме по соседству и сейчас располагался и располагается магазин (Универмаг).
..
В моей семье не принято было распространяться на тему войны. Не табу, а просто не принято - ну, не самая приятная тема. Дедушка не Любил вспоминать о ней.

Помню иногда, на 9 мая крайне редко дедушка с бабушкой вспоминали военные и послевоенные годы. Например, запало в память, что после войны вокруг Славянской (точнее, по всей Кубани) остались огромные минные поля по всей Кубани. Да и помимо мин, иного взывающегося было много. Саперов, есно, не хватало. Мужиков на хуторах не было, не то что саперов, а пахать надо! Поэтому разминированием занималась вся свободная молодежь. А чаще – девочки и девушки. Единственный краткий ликбез со знающим спецом и новички приступали к поиску и обезвреживанию мин. Вместо миноискателя - палка со штырем для прощупывания почвы и надежда, что не попадешь этим штырем на взрыватель. А иногда и штыря не было, вместо него босые ноги, которыми прощупывали поверхность почвы. И в душе каждый рассчитывал на удачу. Но не всем она улыбнулась. За тысячу разминирований в армии награждали орденом «Красной Звезды», а молодым кубанским саперам лишь записывали трудодни и то, если официально был трудоустроен в колхозе.
И повсюду лежали трупы убитых солдат. Годами их никто не убирал. Впрочем. как и иную покореженную военную технику. Сбитый немецкий бомбардировщик в Славянске возле моста и то до сих пор не весь вытащили - в жаркие августовские дни виден с середины моста.

Продолжение читать тут.


с 12марта2016 мою страничку посмотрело Счетчик посещений Counter.CO.KZ

Posts from This Journal by “перепост” Tag


promo gistory march 6, 2014 20:25 14
Buy for 1 000 tokens
Ищу родственников тех, кто строил оборонительные на московском направлении, а также любую информацию связанную с этим. Воспоминания, фотографии, газетные вырезки, все что может рассказать о событиях лета-осени 1941 года. Значительную долю строителей составляли москвичи, но вместе с ними работали…

?

Log in

No account? Create an account