gistory, Gistory_ru

gistory


gistory

История с Географией


Previous Entry Share Next Entry
Краткий путеводитель по журналу Москваволгострой (1934-1937)
gistory, Gistory_ru
gistory
Очень интересный, прежде всего в инженерном смысле журнал. Кроме того, он богато иллюстрирован и хорошо издан. Кроме того, один из самых знаменитых лагерей - Дмитлаг предстает совсем с другой стороны.

Оригинал взят у ikuv в Краткий путеводитель по журналу Москваволгострой (1934-1937)

Рассматривая историю строительства канала Москва-Волга нельзя забывать, что огромный вклад в его создание внесли и инженеры. Инженерный опыт, приобретённый во время строительства, тщательно фиксировался и использовался при строительстве и проектировании других гидротехнических сооружениях. Одним из способов фиксации и донесения до других специалистов научной составляющей стало издание журнала «Москваволгострой»

На фоне внутрилагерной агитационной и пропагандисткой прессы журнал «Москваволгострой был единственным техническим журналом.  Подзаголовок был такой: «Журнал строительства канала Москва-Волга и отделения ГИДРОНИТО». Выходил он под эгидой НКВД и печатался на типографии НКВД Москва-Волгостроя. Всего был создан 31 номер на протяжении четырёх неполных лет его издания.

Несмотря на первоначальную грозную надпечатку на первых номерах журнала «Не подлежит распространению вне строительства», вскоре её сняли осознав бессмысленность сокрытия инженерной мысли. На сегодняшний день журналы не являются на исключительной библиографической редкостью, потому что в отличии от книг серии «Библиотека «Перековки», распространяемых только в пределах Дмитлага, на журнал существовала открытая подписка и любой желающий мог его получать ежемесячно.

В среднем тираж каждого номера составлял около 2500 экземпляров и рассылался в профильные библиотеки, массово расформированные и выброшенные на помойки в последние пару десятилетий. Поэтому рыночная стоимость журнала не экстремально высока и должна составлять около 1000-2000 рублей за номер, выше только в исключительном случае идеальнейшего состояния или наличия автографов известных на строительстве канала личностей.

Журнал освещал в основном сугубо технически вопросы строительства, поэтому краеведам и историкам строительства канала Москва-Волга на первый взгляд не очень интересен. Но при внимательном чтении журнала находятся интересные не совсем технические и весьма интересные детали.

Нельзя не отметить, что журнал иллюстрировался достаточным количеством фотографий фотослужбы МВС (Москваволгостроя, но не журнала, а организации). К сожалению не известно в каком архиве находится эти бесценные фотоснимки строительства, возможно, что они утеряны вместе с архивом Дмитлага. Поэтому на сегодняшний момент ознакомиться с ними можно в основном только в журналах «Москваволгострой».

Помимо исследований прочности бетона, ползучести грунтов и прочих узкоспециальных вопросов, во второй половине существования журнала, после вхождения в начале 1936 года в редколлегию начальника работ Волжского района Георгия Николаевича Мачтета (а позже главного инженера и начальника Управления эксплуатации канала, а ещё позже главного инженера строительства канала Волго-Дон), в журнале появляются статьи об архитектуре сооружений канала, что представляет несомненный интерес уже для более широкого круга читателей.

Из многочисленных членов редколлегии, среди на громких фамилий Когана, Фирина,  Жука, Фидмана, Комаровского и других, следует отдельно упомянуть участие художника Якова Французова, оформлявшего журнал практически на протяжении всех лет его существования. Информация о Я.И. Французове скудна, неизвестно даже его отчество. Но значок «Ударнику МВС», выполненный по эскизам Я. Французова, стал ему памятником на многие десятилетия. Говорят, что багровая тень от корабля, отбрасываемая на русло канала — кровь заключённых, отдавших жизнь на его строительстве.


Часть статей журнала была использована для наполнения воистину энциклопедической серии книг о строительстве канала под условным названием «Красные книги», рассказ о которых будет как нибудь позже.

Было выпущено 32 номера журнала, но фактически это было 28 книжек из-за нескольких сдвоенных номеров. В свободном доступе имеется уже 23 книжки, собранные, отсканированные/перефотографированые и выложенные для безвозмездного использования на сайте Moskva-Volga.Ru стараниями участников одноимённой исследовательской группы. Надеюсь, что наши находки не закончились и в недалёком будущем коллекция журналов будет абсолютно полная.

Ниже приведена таблица со ссылками на имеющиеся в коллекции Москва-Волга.Ру сканы номеров журнала, нумерация журналов сквозная, отсутствующие номера помечены красным.

Годы Месяцы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1934 1-2 3 4 5 6
1935 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
1936 19 20 21 22 23 24-25
1937 26-27 28 29 30 31


Полный путеводитель по журналу «Москваволгострой» с оглавлениями и обложками.


Posts from This Journal by “перепост” Tag


promo gistory march 6, 2014 20:25 14
Buy for 1 000 tokens
Ищу родственников тех, кто строил оборонительные на московском направлении, а также любую информацию связанную с этим. Воспоминания, фотографии, газетные вырезки, все что может рассказать о событиях лета-осени 1941 года. Значительную долю строителей составляли москвичи, но вместе с ними работали…

  • 1
Спасибо ...С наступившим Вас новым годом, успехов )

  • 1
?

Log in