gistory, Gistory_ru

gistory


gistory

История с Географией


Previous Entry Share Next Entry
Обеспечить приговор к расстрелу
gistory, Gistory_ru
gistory
Анастас Микоян пишет тов. Сталину: "Обязать Прокуратуру СССР в срочном порядке окончить дело расследованием и обеспечить приговор к расстрелу капитана парохода "Колла" Шонина Свердюкова, а другого капитана парохода "Десна" Оленика приговор к тюремному заключению сроком на 15 лет".

Из этой простьбы и возникло постановление ГКО № 295 "Об окончании расследования Прокуратурой СССР дела капитана парохода «Колла» Свердюкова Н.М. и капитана парохода «Десна» Олейника". Таким образом Анастас Иванович предопределил вывод следствия и тяжесть наказания.

Обращает внимание замена фамилии в черновике постановления. Оказалось, что в начале перепутали фамилию капитана парохода "Колла" из-за чего чуть было не расстреляли непричастного к аварии. В деле содержится пространное объяснение того, почему произошла эта ошибка.



Информации о капитанах Свердюкове и Олейнике немного. Свердюкова звали Николай Михайлович, а пароход также называют "Кола" с одним "л". 18.07.1941 г. транспорт "Кола" следовал порожняком совместно с транспортом "Новороссийск" из Новороссийска в Феодосию. Ночью "Кола" отстала и потеряла из виду "Новороссийск", на борту которого находился лоцман. Боясь вражеских подводных лодок, судно начало прижиматься к берегу. В районе мыса Железный Рог вышло на советское минное заграждение. В 07 ч. 47 м. 19.07.1941 г. "Кола" подорвалась на мине и затонула, согласно архивным данным, в точке 45°03' N 37°02' Е. При этом погибло 3 человека, спаслось - 33. Микоян же в своей записке описал все иначе, представив этот маневр как отказ от услуг лоцмана.
20 июля 1941г. у Кыз-Аульского маяка подорвался на минах пароход "Десна", при оказании помощи которому, подорвался на минах, и затонул морской охотник "СКА-043". Погиб командир отряда морских охотников Капитан-лейтенант Муратов.
На военных картах в этом районе было обозначено минное заграждение, но, "гражданским" таких карт не давали. 18 июля 1941года погиб на своем минном поле в районе Керченского пролива (м. Панагия) грузовой пароход "Кола", (2654 брт, ЧГМП), следовавший в балласте. Потери глупые и досадные, связанные с неорганизованностью и ... ведомственными границами. Военные, вывалив в море множество мин, не сочли возможным выделить достаточное количество военных лоцманов на транспортные корабли, а те, что были выделены, не получали "свежей" информации о выставленных заграждениях и о сброшенных немецких донных минах.

Как результат: пять военных лоцманов (те, кто выжил после гибели судов) получили срок от 5 до 10 лет лагерей. Но были ли они реально виноваты? Вряд ли. Просто военный флот мало интересовали дела "гражданские", военные не отвечали за суда "соседнего ведомства". Источник



Под катом объяснительная путаницы между капитанами.











Posts from This Journal by “Постановления ГКО” Tag

  • Списку 170 - 75 лет

    Мой пост про этот список. По нему были дополнения. Хотелось бы в итоге раскрыть всех. Хотя среди очень известных революционеров там оказались и…

  • Московский рубеж

    12 октября было подписано постановление ГКО №768 "О строительстве 3-ей линии обороны города Москвы". В нем не уточняется, где именно должен…

  • Об охране Московской зоны

    К 12 октября стали вырисовываться границы октябрьской катастрофы, части РККА отступали к Москве, вместе с ними двигались многочисленные беженцы,…

  • Ставка на Т-60

    Записка, которой было инициировано постановление ГКО №759 "Об изготовлении на заводах Москвы и области 30-35 танков в день". Информации о…

  • Выселение по заявкам

    Западный и Резервный фронты прорваны, враг устремился к Москве, ГКО принимает постановления о скорейшем выселении немцев из Воронежской области, а…

  • Зенитки к бою!

    Постановление ГКО №735 принятое 5 октября 1941 года, когда уже стало понятным, что немецкие танки прорвали фронт и продвигаются в направлении Москвы.…

  • Строгий выговор за бытовую связь

    К постановлению ГКО №718 в две строки, прилагается характеристика на Алексея Михайлович Пронина. А в ней весь его трудовой и боевой путь от…

  • Злостные уклонисты

    Мы привыкли к фразам, о том, что "перед лицом агрессора советский народ, все как один, сплотился и все силы отдавал героическому труду в…

  • 600 Эмок для НКО

    Очень часто, интерес представляет не столько само постановление ГКО, сколько сопроводительные записки и обоснования. Например, в приложениях к…


promo gistory march 6, 2014 20:25 14
Buy for 1 000 tokens
Ищу родственников тех, кто строил оборонительные на московском направлении, а также любую информацию связанную с этим. Воспоминания, фотографии, газетные вырезки, все что может рассказать о событиях лета-осени 1941 года. Значительную долю строителей составляли москвичи, но вместе с ними работали…

  • 1

Сильная вещь...


Собственно расстрел для устрашения других капитанов. Вопрос в том, насколько он был реально виноват в случившемся

Про "для того, чтобы покончить с этой расхлябанностью" как раз понятно.
Я скорее всколыхнулся историей ошибки в ПостГКО. Много разных мыслей.


Да ... наверное бедняги Шонина было железобетонное алиби.

простите а откуда вы взяли вольную трактовку инцидента? Есть рассказы очевидцев?

в тексте даны 2 ссылки на источники "вольных трактовок". Подозреваю, что ранее иных и не было тк данные черновики были не очень доступны для исследователей

сходил по ссылкам, предположение ныряльщиков за вракми не убедило.
Основания не верить обвинительному приговору не возникло.

То, что произошло в море точно неизвестно. Однако факт, что наказание определил не суд, не "тройка", а лично Анастас Иванович, с формулировкой "чтобы другим было неповадно". Потом, под это решение подобрали статью. Обычно происходило наоборот - сначала статья - потом на ее основании наказание. Тут нарушена причинно-следственная связь.

да тут конечно вы абсолютно правы.

> На военных картах в этом районе было обозначено минное заграждение, но, "гражданским" таких карт не давали.

И не должны были.

Карты минных постановок -- совершенно секретны. Гражданским и военным судам даются фарватеры, свободные от своих мин и протраленные от чужих. Выход за пределы фарватера запрещен.

Капитан вышел из-за трусости (боялся подводных лодок) -- погиб пароход и три человека.

Edited at 2015-06-20 09:00 pm (UTC)

Как я понял, там и информация по фарватерам не была представлена. Так же на судне не было и лоцмана. Между тем, информация о фарватере - не менее секретная, чем карты с нанесёнными минными полями. И лоцман - тоже "носитель секретов". Так что я не вижу принципиальной разницы при сравнении вероятностей попадания в руки врага документации с боевого корабля, или с гражданского транспорта. И там, и там служат люди. И там, и там есть возможность уничтожения документов в случае опасности их потери.

Есть одно простое правило "здравого смысла" - независимо от того, секретна или не секретна информация, ИСПОЛНИТЕЛЬ поручения (например - капитан сухогруза) должен получить ВСЮ информацию, необходимую и достаточную для решения поставленной ему задачи при учёте возможных неприятностей (например, потеря из вида соседа и т.п.). Если это простое правило нарушать, то и никакие расстрелы не помогут.

непонятно откуда взялась путаница с именем капитана. в последний момент подставили не того человека?

  • 1
?

Log in