gistory, Gistory_ru

gistory


gistory

История с Географией


Previous Entry Share Next Entry
"Взрывать надо умело"
gistory, Gistory_ru
gistory
Добыл я сегодня одну книжицу издания 1988 года, «Военное издательство», с пометкой «Для внутриведомственной продажи» цена 80 коп. Рассказывается в ней о славных делах военных строителей и в частности про Александра Дорофеевича Притулу.
Вот один из эпизодов его боевого пути:

«Вот и Днепр, воспетый в стихах и прозе. Вот и Запорожье с бетонным ожерельем знаменитой плотины, высоко поднявшей воды реки, утопив в ней сказочную Неясыть. Еще действует гидростанция, еще живы цехи заводов. А нам уходить… Не оставлять же все это врагу. Не оставлять – так решил и Военный совет Южного фронта. Взорвать, да так, чтобы потом, когда вернемся, - мы же все равно, во чтобы то ни стал вернемся! – с меньшими затратами и силами восстановить разрушенное. Взрывать надо умело.

Эту адову работу поручили группе специалистов, среди которых был бывший начальник строительства Перемышльского укрепрайона А.Д. Притула. В распоряжении этой группы находилось строительное подразделение.

Все рассчитали, все учли. В полую часть плотины, в ее потерну, стали закладывать взрывчатку, доставленную к Днепрогэсу на самолетах из Москвы. Засыпали песком. До этого в турбинном зале электростанции накоротко замкнули машины. Из потерны провели провода. Дождались, когда на плотину втянулась колонна вражеских танков. Поворот ручки, взрыв… И в теле плотины зияет провал, в который устремилась днепровская вода.

Узнав о содеянном, о том, что группа так оперативно выполнила приказ Военного совета фронта, один очень ответственный товарищ, боясь, что за это придется держать ответ, распорядился отдать руководителей взрыва под суд военного трибунала. Однако же послали запрос в Ставку. «Может, все-таки не поторопились со взрывом. Может в самый раз…» Утром пришла шифровка, предписывающая немедленно взорвать плотину, вывести из строя электростанцию. Стояла подпись: «И. Сталин
».



На аэрофотосъемке от 21 августа изображена плотина с пробитой в ней брешью. Хотя фотографий разрушенного Днепрогэса довольно много, такого вида я не встречал. Даю общий вид снимка и его центральную часть под катом, фото в некотором роде эксклюзивные.



Версия, которую автору рассказал вероятно сам А.Д. Притула несколько отличается от канонической версии взрыва плотины Днепрогэса. Однако она дает объяснение, почему разрушения плотины были столь незначительными. Действительно – на фотографии виден достаточно небольшой провал, который уже через год был в заделан. Правда, для этого немцам пришлось «модернизировать» тело плотины проделав в ней каналы для спуска воды, которые не были предусмотрены при строительстве. Об этом вспоминает немецкий архитектор Рудольф Волтерс:

«4 июня 1942 г.

Едем на Запорожье, ранее Днепрострой. Опять хорошая солнечная погода, широкие пейзажи. Редко мы видим диких животных, только иногда зайцев; очень часто сусликов.

Около 2 часов в Запорожье. Плотина великолепно выглядит в ландшафте. Благодаря плотине Днепр в верхнем течении необычно широк.

Ниже по течению вдали виден железнодорожный мост, пересекающий поток. На другом берегу новый город Запорожье. Большой металлургический завод тоже находится на противоположном берегу Днепра, недалеко от города, который временно состоит из одной широкой роскошной улицы, в свое время запроектированной Эрнстом Майем.

Главный инженер гигантской строительной площадки плотины ведёт нас и рассказывает о разрушениях и восстановительных работах. Во время отступления русские взорвали плотину посередине на ширине 175 метров. 3000 беженцев, которые находились в это время на плотине, были унесены течением. Водяные массы толщиной 5-6 метров падают с 15-метровой высоты через пролом и понижают уровень воды так, что пристань в верхнем течении оказалась на суше, и не хватает давления для вращения турбин. Шлюзы тоже после взрыва стоят сухими, так что судоходство парализовано. Не только плотина, но и механизмы по большей части разрушены. Русские при отступлении отключили центральную смазочную систему, так что машины мгновенно перегревались и загорались. То, что после этого представляли собой машинные помещения, турбины и генераторы, было мастерской разрушительной работой. И сегодня видны потрескавшиеся железобетонные стены, оплавленные железные детали; всё приведено в негодность.

Однако один агрегат уже работает с конца апреля, второй запущен чуть позже, так что станция уже может вырабатывать 20 тыс. киловатт. Из 9 турбин большинство будет осенью запущено. Раньше максимальная мощность станции достигала 500 тыс. киловатт, минимальная, при низкой воде, – 100 тыс. Остальные днепровские электростанции до отступления имели суммарную мощность в 4 раза больше, чем запорожская.

Особенно трудная задача для руководителей строительства – восстановление разрушенной плотины, через отверстие в которой вытекает под огромным давлением масса воды высотой 5 метров. Странным образом, русские не сделали спуск для воды, такой как у всех плотин; поэтому его следовало сначала построить, чтобы осушить плотину для восстановительных работ. Для этого в боковых, целых частях плотины были пробиты несколько штолен приблизительно 5 на 5 метров и длиной 35 метров, вплоть до наружной облицовки плотины с верхней стороны. Трудность состоит в преодолении последних 2 метров бетона. Для этого разработана следующая процедура: там, где штольни позднее выйдут к воде, сверху будут спущены затворы, которые потом будут прижаты давлением воды к отверстиям в плотине и перекроют их. Затворы состоят из шаровых сегментов 5 на 5 метров с оболочкой в 20 сантиметров толщины, монтируемой из металлических рам. Прежде чем будут взрывами окончательно пробиты отверстия в бетоне, в нем проделываются меньшие отверстия для спуска воды, чтобы проявилось давление на сегменты. Когда все десять штолен будут закрыты с верхней стороны плотины, бетонные затворы начнут медленно тянуть вверх и спускать таким образом воду. Уровень воды упадет, основание пролома в плотине станет видимым, и его можно будет бетонировать.

Ведущий инженер доктор Смелниг, который ведет нас по стройке, полностью захвачен своим делом. И здесь транспортные проблемы; всё нужно сюда везти, не только машины немецких фирм, но также камень и цемент для плотины. Цемент везут баржами из Румынии через Чёрное море и Днепр и доставляют прямо на электростанцию. Гравий и щебень для железобетона добывают в имеющемся неподалеку большом карьере, который мы осматриваем и который был разработан еще фирмой Крупп-Грузон. В карьере добываются и огромные гранитные блоки.

Весь комплекс, плотина и электростанция, был запроектирован немцами, оборудован частично американцами и построен при их консультациях и русском руководстве. В деталях работа скверная. Железобетон уже внешне производит плохое впечатление; арматура местами свисает из бетона, на необработанной поверхности которого там и тут уже 10 лет держатся куски деревянной опалубки. Пульты управления и прочие электрические устройства, как рассказывает нам ведущий электроинженер, таковы, что в Германии их оценили бы как самую плохую ученическую работу
».


promo gistory march 6, 2014 20:25 14
Buy for 1 000 tokens
Ищу родственников тех, кто строил оборонительные на московском направлении, а также любую информацию связанную с этим. Воспоминания, фотографии, газетные вырезки, все что может рассказать о событиях лета-осени 1941 года. Значительную долю строителей составляли москвичи, но вместе с ними работали…

  • 1
" Дождались, когда на плотину втянулась колонна вражеских танков " - вот этот момент совершенно непонятен...

Есть разные версии того что было. По одной немцы успели зайти на плотину, по другой там были беженцы, по третьей плотина была пустой.

Вероятно существуют материалы расследования НКВД, которые ближе всего к реальности.

захватывающая история )
хорошие фото!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account